Важнейшим элементом педагогических технологий выступают методы обучения. В современной методической литературе отсутствует единый подход к определению этого понятия. К примеру, Ю.К. Бабанский полагает, что методом обучения следует считать способ упорядоченной и взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на решение образовательных задач. По мнению Т.А. Ильиной, под ним нужно понимать способ организации процесса познания.
Классификация
Существует несколько вариантов разделения методов обучения по группам. Оно осуществляется по самым разным признакам. Так, в зависимости от интенсивности познавательного процесса выделяют: объяснительный, частичнопоисковой, исследовательский, иллюстративный, проблемный методы. По логичности подхода к решению задачи способы бывают индуктивными, дедуктивными, синтетическими, аналитическими.
Довольно близко к приведенным группировкам лежит следующая классификация методов:
- Проблемный.
- Частичнопоисковой.
- Репродуктивный.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Исследовательский.
Она составлена в зависимости от уровня самостоятельности и творчества учащихся.
Краткая характеристика подходов
В связи с тем, что успех педагогической деятельности определяется направленностью и внутренней активностью, характером деятельности обучающегося, то именно эти показатели должны стать критериями выбора конкретного метода.
Проблемные, поисковые, исследовательские способы освоения знаний являются активными. Они вполне соответствуют современной педагогической теории и практике. Методы и технологии проблемного обучения предполагают использование объективных противоречий в изучаемом материале, организацию поиска знаний, применение приемов педагогического руководства. Все это позволяет управлять познавательной деятельностью учащегося, развивать его интересы, потребности, мышление и пр.
В современном образовательном процессе успешно сочетаются проблемные и репродуктивные методы обучения. Последние предполагают получение сведений, сообщаемых педагогом или содержащихся в учебнике, и запоминание их. Это невозможно сделать без использования словесных, практических, наглядных подходов, выступающих своего рода материальной базой репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов. Проблемное обучение имеет ряд недостатков, которые не позволяют сделать его единственным или приоритетным способом получения знаний.
При использовании репродуктивных методов преподаватель дает готовые доказательства, факты, дефиниции (определения), обращает внимание слушающих на моменты, которые следует усвоить особенно хорошо. Такой подход к обучению позволяет изложить большой объем материала за сравнительно короткое время. При этом перед обучающимися не стоит задача обсудить какие-то предположения, гипотезы. Их деятельность направлена на запоминание информации, поданной на основе уже известных фактов.
Методы проблемного обучения (исследовательский метод в частности) обладают следующими минусами:
- На изучение материала требуется больше времени.
- Низкая эффективность при формировании практических навыков и умений, когда пример имеет существенное значение.
- Недостаточная результативность при усвоении новых тем, когда применить прежние знания и опыт не представляется возможным.
- Недоступность самостоятельного поиска для многих учеников при изучении сложных вопросов, когда крайне важно объяснение преподавателя.
Для нивелирования этих недостатков в педагогической практике используются разные сочетания различных подходов к процессу усвоения знаний.
Особенности проблемных методов обучения
Эти подходы к преподаванию базируются на формировании проблемных ситуаций. Они направлены на повышение активности самостоятельной познавательной работы учащихся, которая заключается в поиске сложных вопросов и их решений. Проблемные методы требуют актуализации знаний, всестороннего анализа. Их применение способствует формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности, инициативности, креативного мышления, обеспечивает созданию активной позиции.
Проблемные ситуации
В настоящее время в теории проблемных методов выделяют два типа ситуаций: педагогическую и психологическую. Последняя связана с непосредственной деятельностью учащихся, первая касается организации учебного процесса.
Проблемная педагогическая ситуация формируется посредством активизирующих действий, а также вопросов преподавателя, акцентирующих внимание на новизне, важности, прочих отличительных чертах исследуемого объекта.
Что касается психологической проблемы, то ее создание исключительно индивидуально. Ситуация не должна быть ни слишком простой, ни слишком сложной. Познавательная задача должна быть посильной.
Проблемные задачи
Проблемные ситуации можно создавать на всех стадиях обучения: во время объяснения, при закреплении материала и контроле знаний. Преподаватель формулирует задачу и направляет детей на поиск решения, организуя процесс.
Познавательные вопросы и задачи выступают в качестве способа выражения проблемы. Соответственно, анализ ситуации, установление связей, отношений отражается в проблемных задачах. Они создают условия для понимания ситуации.
Процесс мышления начинается с осознания и принятия проблемы. Соответственно, для пробуждения мыслительной активности, к примеру, во время чтения, необходимо увидеть общую задачу, представить ее в виде системы элементов. Ученики, которые видят в тексте задачи и проблемные ситуации, воспринимают информацию в качестве ответов на вопросы, которые появляются по ходу знакомства с содержанием. Они активизируют мыслительную деятельность, и усвоение даже уже готовых заданий будет для них эффективным и с точки зрения функциональности. Другими словами, усвоение информации и развитие происходит в одно время.
Специфика реализации проблемного метода обучения
При использовании рассматриваемых подходов практически все обучающиеся работают самостоятельно. Они достигают цели познавательной деятельности, закрепляя знания по конкретной теме.
Работая большую часть времени самостоятельно, дети учатся самоорганизации, самооценке, самоконтролю. Это позволяет им осознать себя в познавательной деятельности, определять уровень освоения информации, выявить пробелы в умениях, знаниях и устранить их.
Ключевыми проблемными методами сегодня считаются:
- Исследовательский.
- Частично-поисковый (эвристический).
- Проблемное изложение сведений.
- Сообщение информации с проблемным началом.
Исследовательский подход
Этот проблемный метод обеспечивает формирование творческой самостоятельности ученика, навыков изучения темы. В ходе выполнения задания, практического, теоретического исследования дети нередко сами формулируют задачу, выдвигают предположения, ищут решения, приходят к результату. Они самостоятельно совершают логические операции, раскрывают суть нового термина или способа деятельности.
Проблемный исследовательский метод целесообразно использовать при изучении узловых, ключевых вопросов, заключающих в себе основы предмета. Это, в свою очередь, обеспечит более осмысленное освоение остального материала. Безусловно, при этом разделы, выбранные для изучения, должны быть доступны для понимания и восприятия.
Особенности исследования
Задание предполагает осуществление полного цикла самостоятельных познавательных действий обучающихся: от сбора данных до анализа, от постановки проблемы до решения, от проверки выводов до применения на практике полученных знаний.
Форма организации исследовательской работы может быть разной:
- Ученический эксперимент.
- Экскурсия, сбор информации.
- Исследование архивов.
- Поиск и анализ дополнительной литературы.
- Моделирование, конструирование.
Задания должны представлять собой задачи, для решения которых обучающему необходимо пройти все или большую часть стадий процесса научного познания. К ним, в частности, относят:
- Наблюдение, исследование фактов и процессов, выявление неизученных событий, подлежащих изучению. Проще говоря, на первом этапе формулируется проблема.
- Выдвижение гипотезы.
- Составление планов исследования (общего и рабочего).
- Реализация проекта.
- Анализ полученных результатов, обобщение сведений.
Частично-поисковый подход
На уроках практически всегда есть возможность использовать эвристический метод проблемного обучения. Этот подход предполагает сочетание объяснений преподавателя с поисковой деятельностью детей на всех или некоторых стадиях познания.
После формулирования педагогом задач ученики начинают поиск правильных решений, делают выводы, выполняют самостоятельные работы, выявляют закономерности, обосновывают гипотезы, систематизируют и применяют полученную информацию, используют ее в устных ответах и на практике.
В качестве одного из вариантов частично-поискового проблемного метода выступает разбивка сложной задачи на несколько доступных ситуаций. Каждая из них будет служить своеобразным шагом к решению общей проблемы. Ученики решают часть этих доступных задач или все.
Еще один вариант применения частично-поискового подхода – эвристическая беседа. Учитель задает серию вопросов, ответ на каждый из которых приводит обучающихся к решению задачи.
Проблемное изложение
Оно представляет собой сообщение каких-то сведений учителем, сопровождающееся систематическим созданием проблемных ситуаций. Педагог формулирует вопросы, указывает на возможные пути их решения. Происходит постоянная активация самостоятельной работы обучающихся. Метод проблемного изложения информации позволяет показать образцы научных подходов к решению учебных задач. Дети, в свою очередь, оценивают убедительность выводов, следят за логической связью при сообщении нового материала.
Метод проблемного изложения существенно отличается от предыдущих. Его цель состоит в активизации обучающихся. При этом им не нужно самостоятельно разрешать проблему или отдельные ее этапы, делать выводы и обобщения. Педагог сам создает ситуацию, а затем, указав на путь научного познания, раскрывает идею ее решения в противоречиях и развитии.
Изложение материала с проблемным началом
Этот метод широко распространен в средних школах. Сначала педагог создает проблему при изложении нового материала, а затем объясняет тему традиционным способом. Суть метода в том, что в самом начале повествования дети получают эмоциональный разряд от преподавателя. Он способствует активизации центров восприятия и обеспечивает усвоение информации.
Безусловно, этот подход не обеспечивает формирование навыков творческой познавательной деятельности в той степени, в какой это позволяют вышеописанные способы. Однако изложение материала с проблемным началом дает возможность повысить интерес детей к теме. Это, в свою очередь, приводит к сознательному, прочному, глубокому усвоению.
Проектный метод
Его использование позволяет повысить интерес детей к изучению темы посредством развития их внутренней мотивации. Достигается это переносом центра процесса познания с педагога на обучающегося.
Проектная методика ценна тем, что в ходе ее использования школьники учатся приобретать знания самостоятельно, получают опыт учебной деятельности. Если ребенок получит навыки ориентирования в информационном потоке, научится проводить анализ, обобщать сведения, сопоставлять факты, формулировать выводы, он сможет быстрее адаптироваться в постоянно изменяющихся жизненных условиях.
Проектная методика позволяет интегрировать знания из разных областей при поиске решения одной проблемы. Она дает возможность использовать полученные сведения на практике, генерировать новые идеи. Проектная методика способствует оптимизации педагогического процесса даже в обычном общеобразовательном учреждении. Вместе с тем, несомненно, успех ее реализации во многом будет зависеть от педагога. Преподавателю необходимо создать условия, стимулирующие развитие когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных навыков обучающихся.
Проектный подход ориентирован на реальные практические результаты, имеющие существенное значение для школьников. Умение пользоваться им является важнейшим показателем высокой квалификации преподавателя, его передовой методики обучения, развития детей. Эти элементы играют определяющую роль для эффективной организации процесса самостоятельного познания.
Целями введения проектного метода в образовательную практику являются реализация интереса к предмету, приумножение знаний о нем, совершенствование умения участвовать в коллективной деятельности, создание условий для развития индивидуальных качеств каждого учащегося.