Понятие «ситуации» свидетельствует о том, что конфликт еще находится в стадии назревания и зарождения и не принял пока острые формы, но столкновение интересов участников образовательного процесса налицо. Психолого-педагогические конфликтные ситуации могут разворачиваться во взаимодействии педагогов и учащихся, между педагогами, а также при общении педагогов с родителями учеников или с руководством образовательного учреждения.
Классификация конфликтных ситуаций по длительности и степени напряженности:
1) Бурные. В их основе лежат личностные и нервные особенности конфликтующих людей. Конфликтные ситуации быстротекущие, поэтому выявление причины столкновения или выход из ситуации находятся быстро. Чаще всего в них вмешивается сторонний наблюдатель, т.к. темпераментное и эмоциональное взаимодействие участников не дает им возможности логически завершить стычку. Конфликты проявляются между учениками и педагогами, а «третейским судьей» может быть администрация или другие педагоги учреждения.
2) Острые. Протекают длительно, а противоречия могут быть глубокими, устойчивыми и труднопримиримыми. Такие конфликтные ситуации чаще всего случаются во взаимодействии подростков с учителями, которые по своим личностным особенностям оказались нетактичными в общении, не смогли своевременно найти выход из ситуации.
3) Слабовыраженные вялотекущие. Анализ конфликтной ситуации свидетельствует, что такой вид ситуаций встречается, когда активна только одна сторона конфликтующих, а другая сторона старается избежать конфликта, не идет на его обострение. Они могут затягиваться надолго, т.к. это зависит от притязаний инициатора конфликта.
4) Слабовыраженные быстротекущие. Благоприятный прогноз разрешения ситуации возможен только в том случае, если быстротекущие конфликты проявляют себя в отдельном эпизоде и не повторяются в других случаях. Такие конфликтные ситуации возможны между педагогами, которые находят в себе силы и такт не доводить дело до стадии реализации конфликта. Если наблюдается цепочка быстротекущих конфликтов, то есть вероятность перехода ситуации в другой вид: острую или вялотекущую.
Предупреждение психолого-педагогических конфликтов
Стратегии поведения в конфликтной ситуации зависят от стадии развития конфликта. На предрасполагающей стадии педагогу важно исключить ряд условий, которые могут стать провоцирующими факторами для начала конфликта:
1) Избегание любых противоречий и ссор между учителями и другими объектами педагогического процесса. Длительное сдерживание неудовольствий, раздражений может, как вулкан, внезапно прорваться в самый неподходящий момент.
2) Постоянное переутомление учеников и учителей. Для педагогов администрация должна создавать комфортные условия труда, иметь полный штат сотрудников во избежание переработки и повышенной утомляемости. Для учеников расписание уроков и условия учебы должны быть такими, чтобы предупредить все возможные отклонения от норм организации детской деятельности
3) Недостаток информации. Если в коллективе информация не имеет прямого доступа к ученикам или педагогам, то появляются слухи, домыслы, фантазии, искажение истинного смысла, что провоцирует конфликтные ситуации в организации процесса обучения.
Создание различных условий для самореализации участникам педагогического процесса, авторитарный или попустительский стиль управления коллективом образовательного учреждения – все это может стать причиной того, что появляются конфликтные ситуации. В условиях образовательного учреждения именно педагоги должны найти возможности для предупреждения конфликтов, для разрешения их на стадии зарождения.