Как планировать педагогический процесс в детском саду

Планирование – одна из составляющих управленческого процесса в работе детского сада. Планировать педагогический процесс – значит представить во времени способ организации воспитательного взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. План работы на год составляется старшим воспитателем (методистом) при согласовании с медицинскими работниками, воспитателями и утверждается заведующим. Проект годового плана предварительно обсуждается на совете педагогов, где каждый присутствующий имеет право внести свои изменения, высказать пожелания, скорректировать работу по его содержанию, время исполнения или предложить других ответственных за выполнение определенной части плана.

Педагогический процесс создается педагогами для воспитанников, с которыми организуются отношения, стимулирующие и направляющие развитие дошкольников, а также способствующие переведению их на новый, более совершенный уровень функционирования. Для этого в конце учебного года педагоги в группах проводят педагогическую диагностику и определяют уровень знаний и умений детей по каждой образовательной области программы воспитания и образования дошкольников.

Методист проводит анализ результатов освоения программы каждой возрастной группой и определяет, какие области знания и по каким причинам остались менее всего освоенными детьми. Педагогический процесс может быть слабо оснащен средствами для организации познавательной деятельности либо неадекватными могут быть сами формы ее организации. Методист анализирует и уровень педагогической компетентности каждого педагога, от которого зависит результативность процесса воспитания и познания в детском саду. Анализ позволяет сделать выводы о необходимости усиления педагогической работы в какой-либо области знания со всеми участниками педагогического процесса: воспитателями, родителями, сотрудниками учреждения, детьми.

Для того чтобы план охватывал целостный педагогический процесс, он выстраивается с опорой на структуру, состоящую из шести компонентов:

1. Цель годового плана должна четко представлять конечный результат, к которому приведет педагогическое взаимодействие.

2. Принципы должны определять основные направления достижения поставленной цели: системность, активность, научность знания, природосообразность, интеграция образовательных областей и т.д.

3. Содержание работы выстраивается с учетом того, что осталось невыполненным, не вошло в опыт детей и педагогов на предыдущих этапах образования.

4. Методы подбираются самые эффективные, чтобы содержание легко усваивалось и воспроизводилось.

5. Средства используются и современные (компьютерные презентации), и игровые, доступные дошкольникам, но в достаточном количестве для передачи знаний.

6. Формы организации детской деятельности планируются самые разнообразные: игры, разработка проектов, создание и обсуждение ситуаций, труд, занятия.

Педагогический процесс – это умение педагога организовать воспитательные отношения и во время игры, и во время занятий, и при работе с родителями. Поэтому в годовом плане работы обязательно должны быть консультации, семинары и тренинги для педагогов, предназначенные для повышения уровня их мастерства. Важно научить их планировать педагогический процесс в возрастной группе, исходя из требований программы воспитания, годового плана учреждения, общей специфики работы детского сада. Единство планов воспитателей, методиста, медицинского работника и специалистов по дополнительному образованию помогает спланировать такой процесс, который позволяет достигать наилучших воспитательных результатов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.