В Российской Федерации межбюджетные отношения – это деятельность, основанная на взаимосвязи органов госвласти страны, субъектов, местного самоуправления, и связанная с исполнением и формированием соответствующих бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения.
Существуют определенные принципы, на которых основывается указанное взаимодействие.
Межбюджетные отношения строятся на распределении и закреплении расходной части бюджетов по конкретным уровням системы.
Используется также и разграничение (утверждение на постоянной основе и распределение в соответствии с временными рамками) регулирующей доходной части.
Неотъемлемым условием, на котором строятся межбюджетные отношения, является равенство бюджетных прав субъектов (муниципальных образований).
В условиях взаимодействия применяется выравнивание уровня расходно-доходной минимальной обеспеченности субъектов (территориальных формирований).
Межбюджетные отношения отражают равенство всех бюджетов государства при взаимодействии с федеральным. Кроме того, обеспечивается равенство местных расходно-доходных схем при взаимосвязи со схемами субъектов.
Основываясь на этих принципах, отдельные виды расходных систем могут передаваться от федеральных финансовых планов к субъектам, а от субъектов – к территориальным образованиям. Таким образом, образуются формы межбюджетных отношений.
Принцип равенства схем расходов и доходов предполагает применение одного метода расчета норм финансовых затрат по предоставлению муниципальных и государственных услуг, единого порядка уплаты региональных и федеральных налогов.
Распределение налоговых доходов (согласно ст. 48 Бюджетного кодекса РФ) предполагает, что размер указанных сборов субъектов должен составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества доходов в консолидированном бюджете.
Для обеспечения расходной части территориальных финансовых схем необходимо иметь соответствующие доходы.
Приток территориальных финансов может быть регулирующим и собственным.
Собственные доходы установлены на постоянной основе частично или полностью за соответствующими бюджетами. Закрепление этого положения осуществляется законодательством РФ. К собственным доходам относят налоговые сборы, определенные нормативами, безвозмездные перечисления и прочее. Эта категория составляет меньшую часть всего притока территориальных финансов.
Регулирующие доходы передаются местным и региональным органам власти. Таким образом, формируется финансовое обеспечение исполнения функций указанных органов. Регулирующие доходы направляются на социальное и экономическое развитие территорий.
К этой категории относят региональные и федеральные налоги, а также прочие платежи, по которым утверждены процентные нормативы поступлений в бюджеты субъектов и муниципальных образований на предстоящий финансовый год. Нормы устанавливают также и на продолжительный период (от трех лет) по различным типам таких доходов.
Категорию регулирующей финансовой прибыли составляют трансферты (средства, поступающие из фондов, региональных и федеральных, поддержки регионов). Их размер рассчитывается по установленной правительством формуле и методике.
Кроме того, в качестве регулирующих доходов используются субсидии, субвенции и дотации. По мнению специалистов, эти виды финансовых поступлений лишены стимулирующих качеств. Практика передачи подобного рода средств замедляет и не способствует формированию хозяйственной инициативы территориальных администраций, понижая их влияние на экономическое развитие региона, снижает финансовый контроль.