Осенью 1910 года представителями клуба «Крылья» на Комендантском поле был заложен аэродром. Его надо считать первым российским гражданским вследствие того, что он в момент своего создания принадлежал только гражданским лицам и организациям.
Комендантский аэродром: расположение, описание, история и интересные факты
Этот новый район новостроек Санкт-Петербурга имеет глубокие корни в истории России. Он начинает свою историю с петровских времен.
История названия
По распоряжению Петра I земли в этих местах стали получать во владение коменданты Петропавловской крепости. Вследствие этого район стали называть «Комендантская дача». Потом оно трансформировалось в «Комендантское поле».
Длительное время эта территория слыла захолустьем дачных мест. Так, в 19-м веке это была малозаселенная земля. На картах от 1831 г. Комендантское поле обозначено огородами и рощами. Единственное сооружение – Комендантская дача, которую хозяева вместе с прилегающей землей сдавали в аренду.
Место дуэли Пушкина
Комендантская дача вошла в историю России еще и тем, что здесь в 1837 году состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Оба участника этого трагического поединка эту местность знали хорошо. Так, Пушкин на соседних с Комендантским полем землях, на Черной речке, два лета снимал дачу. Дантес же в летнее время квартировал со своим полком в Новой деревне, также расположенной неподалеку. Оба дуэлянта знали, что зимой в этих глухих местах не будет посторонних, что и стало одной из причин выбора места поединка.
Зарождение русской авиации
Комендантское поле в истории Санкт-Петербурга и России – это место зарождения авиации России. Императорский всероссийский клуб, созданный в 1908 году, начал использовать земли поля с 1910 года, когда здесь прошла первая российская неделя авиации. За небольшой отрезок времена Комендантское поле оборудовали инженерными коммуникациями, огородили, возвели ангары, трибуны и т. п.
Рядом с Комендантским аэродромом были построены авиационные заводы, частные. После революции и национализации они стали заводом «Красный летчик».
Однако первый авиационный праздник был омрачен гибелью знаменитого летчика. 24.09.1910 года Лев Мациевич выпал из кабины аэроплана, так как оказался не пристегнутым ремнем. Его хоронили с большими почестями. Столичная пресса назвала его первой жертвой русской авиации. На Комендантском поле возвели памятную плиту, установленную на пожертвования общественности. Памятный обелиск на месте гибели Мациевича сохранился до нашего времени. Он находится в сквере по улице Аэродромной муниципального округа «Комендантский аэродром».
Первые шаги русской авиации
Несмотря на неудачи и катастрофы, Комендантский аэродром продолжал активно участвовать в становлении авиации России. Так 9.10.1910 года с него осуществлен первый перелет в п. Гатчину. В 1911 году авиаторы осуществили первый перелет по воздуху в Москву. Впоследствии отсюда осуществлялись регулярные почтовые авиационные перелеты, которыми доставлялась почта в Москву.
Комендантский аэродром был и центром обучения пилотов. В мае 1912 года на его территории открылась школа авиации Всероссийского аэроклуба. Также он являлся и испытательным полигоном для аэропланов отечественной сборки, которые производили на частных заводах.
Во время Первой мировой войны использовали Комендантский аэродром как военный.
Его территорию, как ни странно, использовали не только в интересах авиации. Так, весной 1913 года на нем осуществлялись испытания сельскохозяйственной техники, тракторов и гигантских плугов.
История советского периода
После революции 1917 года Комендантский аэродром продолжал использоваться по назначению. Тут проводили испытания своих изделий русские конструкторы Я. М. Гаккель, И. И. Сикорский и др. Рядом были оборудованы цеха, на которых собирали и испытывали самолеты иностранных модификаций. На территории аэродрома осуществлялись испытания и отечественных самолетов, которые строились на Русско-Балтийском заводе. А именно: легенды - «Русский Витязь» и «Илья Муромец». С Комендантского аэродрома начал свой славный путь выдающийся конструктор С. В. Ильюшин. Он сначала трудился в обеспечивающих подразделениях, а потом и пилотом самолетов.
В 1921 году аэродром служил площадкой, с которой на подавление мятежа в Кронштадте вылетали самолеты. В начале 20-х годов прошлого века на аэродроме базировался полк истребителей. Тут же была создана военно-теоретическая школа ВВС РККА. В период с 30-х по 50-е годы аэродром оставался пунктом обучения и испытаний ВВС СССР. Так, в 1930 годах на Комендантском аэродроме осуществлял испытания самолетов серий «И» авиаконструктор Н. Поликарпов.
На территории аэродрома сотрудники газодинамической лаборатории испытывали первые советские ракеты. В 1931 году совершил промежуточную посадку дирижабль «Цеппелин», совершающий перелет к Северному полюсу.
Военный период и послевоенные времена
Важнейшие задачи решал Комендантский аэродром в дни блокады Ленинграда. Именно здесь совершали посадку самолеты транспортной авиации Ил-2 и «Дуглас», которые доставляли продовольствие в осажденные город. Они же забирали ленинградцев на Большую землю. Также аэродром служил базой для подразделений истребительной авиации.
После окончания войны, до 1959 года, Комендантский аэродром являлся местом базирования транспортной авиации Лен ВО. Тут же размещались службы и академии им. А.Ф. Можайского и Военной академии связи. С 1963 года с Комендантского аэродрома полеты уже не производились.
Современная история
В 60-х годах прошлого века Комендантский аэродром представал собой огромную территорию, которую занимали склады и различные строения хозяйственного назначения. Многие из них были заброшены и являли собой ветхие, рассыпающиеся сооружения. Пустая местность заболачивались, обрастала камышом и кустарником.
В 1970-х годах территорию начали активно застраивать. Первые жилые дома были введены в строй в 1973 году. При этом индивидуальные проекты составляли всего 20 % от общего числа закладываемых домов. Основная сеть новостроек это так называемые дома-корабли. Они выглядели респектабельно только некоторое время после сдачи в эксплуатацию. Потом их фасады, обычно покрываемые нестойкой к ленинградской погоде краской, приходили в плачевное состояние, облуплялись и облезали. Районы новостроек стали из-за этого напоминать трущобные районы.
Однако активная застройка просторов Комендантского аэродрома позволяла в определенной степени решить в 70-е годы актуальную проблему расселения коммунального жилья и обеспечения советских семей отдельными квартирами. При этом качество, долговечность сооружений отходили на второй план.
Новый вид району Комендантского аэродрома придали начатые строиться позднее многоэтажные высотные сооружения. Эти небоскребы предполагалось начать строить еще в советский период. Тогда построили только одну высотку в 70 метров от «Ленгидропроекта». Она явилась первым высотным сооружением Приморского района.
Строительный бум, охвативший Санкт-Петербург в конце 20-го – начале 21-го века пришел и на Комендантский аэродром. В короткий срок он был застроен современными жилыми кварталами. Тут же нашлось место и многочисленным торгово-развлекательным центрам.
Комендантский аэродром стал одним из комфортабельных и престижных районов Санкт-Петербурга.
Муниципальный округ
В настоящее время Комендантский аэродром - муниципальным образование. Включен в состав Приморского района Санкт-Петербурга. Численность населения, по данным на 2018 год, составляет 90 658 человек. На западе Комендантский аэродром примыкает к МО Озеро Долгое. На южном направлении граничит с МО Черная речка. К северу расположен МО Коломяги. Восточная сторона муниципального образования Комендантский аэродром примыкает к Выборгскому району Санкт-Петербурга.
В 1982 году в этом районе введена в строй станция метрополитена «Пионерская». До настоящего времени на территории МО работает "Ленинградский северо-западный завод».
Память о былых заслугах
Однако память об историческом прошлом этих мест отражена в названиях. Округ Комендантский аэродром – исторический район Санкт-Петербурга. В городе есть улицы Аэродромная и Парашютная, проспекты Авиаконструкторов и Испытателей, площади Мациевича и Сикорского, аллеи Поликарпова и Котельникова. В школе № 66 в муниципальном округе Комендантский аэродром создан и работает музей "Икар", в котором развернута экспозиция, рассказывающая о славной истории этих мест.
В память об истоках российской и советской авиации в августе 2018 года в сквере им. Генерала Селезнева торжественно открыт монумент «Первым летчикам России, героическим авиаторам Комендантского аэродрома». Памятник выглядит как два взлетающих самолета-«кукурузника» У-2. На фоне этих исторических символов российской авиации получаются прекрасные в память о Комендантском аэродроме фото.