В последние годы актуальность исследования проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия объясняется повышением частоты случаев отклонений в развитии. Особенно ярко это видно, если обратить внимание на педиатрию и те заболевания, с которыми родители приводят своих чад ко врачу. Известно немало таких ситуаций, когда к специалистам не обращаются, тем не менее ребенок нуждается в коррекции с участием профессионалов в области педагогики, психологии.
Тонкости вопроса
Любое нарушение и отклонение в развитии приводит к формированию неких патологических проявлений. Известны такие общие черты и проявления, которые наблюдаются при разных вариантах дизонтогенеза. У многих маленьких пациентов наблюдаются сложности межполушарного взаимодействия. У детей нередки искажения сенсорики, моторики, отставание в становлении психики. Неправильное и недостаточное взаимодействие мозговых полушарий всегда негативно влияет на способность ребенка двигаться.
Ученые признают одной из перспективных и исключительно интересных областей исследования проблемы межполушарного взаимодействия и их влияние на двигательную активность ребенка, отличающегося психическими нарушениями. Предположительно, еще предстоит узнать много нового об асимметричном развитии полушарий, их взаимодействии, онтогенезе явления. Для исследования этой проблемы привлекают детей, у которых выявлен синдром Дауна либо задержка формирования психики.
Официальные подходы
Посвященные межполушарным взаимодействиям мозга исследования, организованные в научной среде, проводились с привлечением более сотни участников, из числа которых половина была здоровой, у второй половины наблюдались задержки развития и становления психики. Каждый участник был комплексно проверен, особенное внимание уделено психоневрологическому состоянию. Половое соотношение между мальчиками и девочками в процентах в группе здоровых исследуемых составляло 48 % и 52 %, среди половины, страдающей отклонениями, девочек было 36 %. Также к работе привлекались 9-11-летние детишки, больные синдромом Дауна. Для официального исследования пригласили восьмерых.
Чтобы оценить особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, исследователи прибегали к методикам Лурия, предложенным в начале нашего тысячелетия. Такое вариант предполагает анализ кинестетического, динамического, пространственного праксиса. Дополнительно обследуются способность рисовать и писать. По итогам проб можно оценить рельеф взаимодействия мозговых частей применительно к способности ребенка двигаться. Особенно четкий результат наблюдается при анализе бимануальных проб.
Цели и задачи
Как показали посвященные развитию межполушарного взаимодействия у детей исследования, определенные наблюдения помогают оценить, как устанавливается контроль того или иного полушария над некоторым движением. В пробах ребенок преимущественно пользуется конкретной рукой, и особенно выражен эффект влияния полушария при экспериментах, в ходе которых одинаковые движения приходится выполнять разными конечностями. Ученые, изучая обозначенную проблему, оценивали, насколько сильны у участников группы связи между мозговыми зонами, как это влияет на способность исполнить пространственную задачу, поставленную перед испытуемым. Врачи оценивали гибкость, зрелость взаимоотношений полушарий применительно к моторике и активности ребенка.
Достоверные сведения, полученные при изучении возможностей развития межполушарного взаимодействия у детей, показывают, что при дизонтогенезе парное функционирование мозговых областей формируется несколько иначе, нежели у полностью здорового несовершеннолетнего.
Нормы и отклонения
Обычно развитие межполушарного взаимодействия происходит гетерохронно. Различные функциональные аспекты формируются в разные временные промежутки. При психических отклонениях наблюдаются количественно измеряемые отклонения. Разнообразные формы праксиса и стабильность специализации на конкретной моторике проходит по аналогичным последовательным шагам, как и у здоровых детей, но медленнее и менее равномерно. При этом постепенно формируется та же иерархия отношений между мозговыми полушариями. Исследование детей с синдромом Дауна позволило выяснить, что латеральные факторы развиваются намного медленнее, причем полного развития так и не происходит – это связано с особенностями врожденного заболевания. Довольно существенно сбивается комиссуральное взаимное влияние полушарий. Сбои затрагивают все аспекты парной работы мозговых структур.
Изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия у левшей показало, что таким детям свойственны некоторые особенности становления асимметрии, не присущие тем, у кого ведущая рука – правая. Как показал анализ исследований, во многом организация мозговых структур зависит от половой принадлежности ребенка.
А стоит ли внимания?
Исследования, в ходе которых выявлялись особенности межполушарного взаимодействия, показали, что такой нюанс мозгового функционирования можно смело назвать фундаментальной закономерностью. Частный вариант взаимной работы парного органа – асимметрия, но в текущий момент ситуация сложилась так, что именно ее закономерности знакомы специалистам больше, нежели в целом правила взаимодействия мозговых элементов. Изучение физиологии и анатомии, сбор статистических, экспериментальных данных, многочисленные наблюдения за лицами с латеральными нарушениями позволяют с уверенностью говорить – два мозговых полушария играют разные роли в человеческом организме.
Изучение мозговой анатомии показало асимметричность корок этого органа и подкорковых слоев. Физиологически это выражено в отличиях биологической электрической активности в период спокойствия и при деятельности, связанной с психикой, требующей межполушарного взаимодействия. Клинические наблюдения позволяют заключить, что разные элементы мозга в разной степени связаны со способностью человека говорить, а также реализацией неречевых мозговых функций. В нейропсихологии асимметрия полушарий стала проблемой специфики работы разных половин мозга, вклада каждой из них в технический аспект движения. Нельзя сказать, что асимметрия – глобальная проблема, явлению присущ парциальный характер.
Асимметрия: тонкости
Изучая межполушарное взаимодействие, ученые установили, что асимметричность работы разных элементов мозга может сказываться на сенсорике, моторике и психической деятельности. Для каждого из этих видов присуще обилие частных случаев. Были введены системы классификации асимметрии, Хомская предложила определять профили латеральной мозговой организации. Принято говорить об абсолютных левшах, правшах, людях, одновременно владеющих обеими руками, лево-, праворуких персонах. У чистых типов доминирует конкретная система анализа, при смешанном варианте ведущие системы отличаются. Исходя из типов взаимодействия, можно определить, каковы степень развития, форма конкретного полушария. Для людей, принадлежащих к разным категориям, присущи несколько отличные когнитивные особенности, личностные процессы, эмоциональность и способность двигаться.
Межполушарное взаимодействие обеспечено комиссурой и сопровождается явлением, которое в медицине было названо расщепленным мозгом. При нарушении нормальной функциональности в первую очередь это сказывается на реципрокных движениях, ребенок не может в словах описать сведения, которые получает правое полушарие. Возможно нарушение способности рисовать, писать, используя обе руки. Сбои взаимодействия между полушариями бывают абсолютными либо частичными.
Проблемы и их решение
В нейропсихологии упражнения для развития межполушарного взаимодействия разрабатываются достаточно давно. Сами особенности взаимной работы мозговых областей, асимметричность этого процесса считаются спровоцированными биологическими и социальными факторами. Неравнозначность функций мозговых частей наблюдается, когда ребенок только рождается, но механизмы взаимодействия окончательно складываются в среднем к четырнадцатилетнему возрасту, а у некоторых – позже. Парная мозговая работа представляет собой итог влияния генетики, социального окружения взрослеющего ребенка.
Чтобы оценить особенности конкретного случая, исследуемому дают упражнения на межполушарное взаимодействие, по итогам которых определяют, какие части тела можно назвать ведущими. Упражнения строятся таким образом, чтобы оценить функциональность разных анализаторов и обоснованно сопоставить итоги. Изучение обусловлено принципом двойной стимуляции. Классический вариант – дихотическое слушание.
Разработкой упражнений на межполушарное взаимодействие, анализов результатов исследования, уточнением нюансов случая и возможностей его коррекции занимаются специалисты по нейроанатомии, нейрофизиологии. Привлечены психологи и ученые из других близких областей. Проблему считают одной из ключевых для клинической психологии нашего времени.
От теории к практике
Человек формирует свое представление о мире, в котором существует, исходя из сведений, проникающих через органы восприятия. Наше физиологическое тело, мыслительные процессы и эмоциональное состояние тесно между собой связаны. Человеческому мозгу присущ сильный эмоциональный компонент, во многом именно эмоции определяют то, как хорошо мы запомним некоторое событие, насколько легко и эффективно будем учиться. Эмоции тесно связаны с вниманием и способностью его фокусировать. Они направляют нас, а через внимание, ими контролируемое, корректируется способность учиться и усваивать новую информацию. Оптимальный вариант развития человека – в достижении баланса между эмоциями, физиологическим состоянием и мышлением. Каждый из этих элементов должен обеспечить некоторую пользу, чтобы суммарно человек как целостный объект, столкнувшись с жизненной ситуацией, повернул ее в свою пользу.
Стрессовые условия могут сопровождаться блокированием кровотока в мозговых структурах, в силу чего возникают нарушения межполушарного взаимодействия. Отдельные органы, ответственные за чувственное восприятие мира, отключаются. Человек сталкивается с проблемами одновременного функционирования и мышления. Дабы нормализовать и стабилизировать работу организма, необходимо уметь привести в норму энергию, восстановить все коммуникационные каналы. Для этого разработаны специальные приемы, упражнения, довольно простые, доступные всем – детям, взрослым.
Нужно ли нам заниматься?
Разработанные для улучшения межполушарного взаимодействия упражнения для детей позволяют активизировать взаимодействие физического организма, мыслительных процессов, понизить агрессивное стрессовое воздействие среды, оптимизировать способность человека обучаться, повысить качество этого процесса. Существуют практические методики и простые задания, которые можно практиковать в любом месте и в любое время, при этом эффективность их проверена временем. Как считают некоторые специалисты, лишь каждый десятый человек на нашей планете может эффективно и сбалансировано пользоваться обеими частями мозга, в то время как прочие развивают лишь левую или правую сторону, вторая же игнорируется. Чаще внимание уделяют левой части мозга, из-за чего втуне пропадет творческий потенциал.
Разработанные для развития межполушарного взаимодействия упражнения направлены на улучшение интеллектуальных способностей и телесного здоровья. Для этого применяют разные варианты двигательной активности, посредством которых можно создавать нейронные сети и улучшать взаимную работу мозговых отделов.
Особенности мозговых половин
Правая половина человеческого мозга ответственна за гуманитарные аспекты личности, способность генерировать и воспринимать образы. Традиционно это полушарие считают творческим. Его адекватная работа обеспечивает возможность координировать движения, воспринимать пространственное положение вещей.
Левая мозговая половина ответственна за способность говорить, рассуждать логически. Она объясняет математические способности человека, возможности распознавать знаки. Именно ресурсами правого полушария мозга человек может аналитически мыслить, воспринимать сведения на слух, формулировать для себя цели и строить последовательные программы их достижения.
Связь полушарий реализована через нервные волокна, расположенные в области затылка, темечка. Ученые подсчитали: количество волокон превышает 200 миллионов. Они формируют собой мозолистое тело, контролирующее мозговую активность и передающее сведения между половинами органа. Если этот элемент организма нарушается, деятельность человека страдает. При сбоях проводимости основная нагрузка ложится на ведущее полушарие, в то время как второе оказывается полностью заблокированным, связи между отделами нет. Такой человек не может ориентироваться в пространстве, его эмоциональные реакции не соответствуют ожиданию, восприятие зрительных образов и звуков, письмо нескоординированные.
Как улучшить?
Ритмирование – первая и базовая последовательность действий, позволяющая подготовить человека к новым сведениям, повысить эффективность их восприятия. Перед началом занятия рекомендуется выпить стакан воды – жидкость помогает телу и мозгу эффективно комплексно работать, повышает энергетические запасы и нормализует способности мыслить. Следующий шаг – связка из трех простых упражнений.
Первое выполняют сидя либо стоя. Ноги располагают так, чтобы было удобно, параллельно друг другу или немного сведя, расслабляют колена, руку кладут на пупок, двумя пальцами (первым, третьим) другой руки начинают массировать область между двумя верхними ребрами. Дышат нормально, продолжают выполнять задание некоторое время, пока ощущения приятные, затем меняют руки.
Второе упражнение помогает активизировать разные элементы обоих полушарий. Левым локтем тянутся к правому колену, одновременно поднимая его к руке, пока участки тела не соприкоснутся. Затем аналогичное движение повторяют другой стороной. Необходимо выполнить задание 4-8 раз, точное количество повторов определяют, ориентируясь на ощущения. Стараются поддерживать дыхание обычным, размеренным. Желательно делать задание медленно, концентрируясь на активности мышц пресса. При отсутствии такого ощущения, вероятно, что-то делается неверно: колено поднимается выше задуманного, возможно, локоть наклоняется излишне.
Заключительное задание блока начинается со скрещивания лодыжек. Затем перекрещивают верхние конечности, вытягивая ладони тыльными областями вперед так, чтобы первые пальцы смотрели к полу. Руку переносят через другую, ладонями фиксируют замок, опускают конечности, на уровне груди выворачивают, направляя локти к полу. Язык прижимают к небу вблизи зубного ряда, глубоко выдыхают. Длительность – пока комфортно находиться в такой позе.
Что еще попробовать?
Довольно популярным стало упражнение, названное «ленивыми восьмерками». Специалисты рекомендуют выполнять его, если человек продолжительное время должен работать за компьютером. Одну руку вытягивают вперед, немного сгибая в локте, сжимают кулачок, выпрямляя первый палец так, чтобы он был на уровне носа. Руку начинают двигать по траектории перевернутой восьмерки. Важно поддерживать голову хоть без напряженности, но прямо. За перемещениями конечности необходимо следить глазами, не меняя положение головы. Большой палец должен двигаться от центра к потолку, в противоположном движению часовой стрелки направлении. Каждое движение должно быть медленным. Необходимо концентрироваться на задании и четко осознавать, что за упражнение выполняется. Каждой рукой движение повторяют не менее трех раз.