На переднеприводных автомобилях имеется такая деталь в приводе, как ШРУС – это шарнир равных угловых скоростей. Он обеспечивает передачу крутящего момента из трансмиссии к ведущим колесам. Автолюбители называют эту деталь «граната». ШРУСов в автомобиле два. Это наружный и внутренний. Поговорим о наружной гранате.
Устройство
Для тех, кто только сел за руль и приобрел переднеприводное авто, эта информация будет очень полезной. Зачастую новички практически незнакомы с устройством автомобиля и не могут правильно диагностировать неполадки. Попробуем восполнить этот пробел. Наружная граната, или ШРУС, установлена на полуоси. Элемент представляет собой вал со стопорными кольцами, которые удерживают шарниры. ШРУСы работают в тяжелых условиях и для защиты и долговечности укомплектованы пыльниками.
Наружный шарнир соединен с передним колесом через шлицевое соединение. Удерживает его на колесе ступичная гайка. На другом конце полуоси находится внутренний шарнир, который закреплен на КПП и находится в зацеплении с дифференциалом.
Что касается непосредственно самого ШРУСа, то на большинстве переднеприводных авто используется так называемый шарнир «Рцеппа», или шестишариковый шарнир. Он имеет наружную и внутреннюю обоймы с канавками, в которых ходят шарики. Также в устройстве имеется сепаратор. Шарнир такого типа отлично себя показывает даже на очень высоких оборотах и максимально повернутых колесах в какую-либо сторону.
Существует и еще один вид ШРУСов. Он чаще устанавливается на японских и европейских авто. Это так называемый трипод. В его корпусе неподвижно установлена деталь в виде трехлучевой звезды, на которой смонтированы ролики. Шарнир получает крутящий момент через вилку со сферическими каналами, в которых перемещаются ролики. Данная конструкция хороша со всех сторон, но единственный недостаток – небольшой угол изменения оси вращения. Но сама возможность осевого перемещения позволяет использовать трипод в качестве шарнира равных угловых скоростей.
Внутренний ШРУС работает, когда угол поворота одного из ведущих колес составляет от 10 до 30 градусов. На такой же угол повернута и наружная граната при движении прямо. Когда водитель крутит руль, и автомобиль поворачивается, угол наружного шарнира вырастает вплоть до 60 градусов. Когда автомобиль движется по неровностям, то расстояние от наружного ШРУСа до внутреннего практически постоянно меняется. Полуось, находящаяся между двух шарниров, закреплена так, чтобы при изменении расстояний вал двигался внутрь либо наружу. Полуоси, где с одной стороны - шарнир «Рцеппа», а с другой - трипод, дорогие в изготовлении. Поэтому на бюджетных моделях с обоих сторон на полуоси установлены шарниры «Рцеппа».
Типичные неисправности
Есть мнение, что наружная граната – это очень надежный и долговечный элемент во всей машине. Ресурс ШРУСов может очень заметно превысить ресурс всех прочих элементов при условиях нормальной эксплуатации. Каких-либо серьезных проблем с шарнирами не случается. Обычно все неисправности связаны с нарушением нормальной их эксплуатации.
Как мы знаем, внутри шарнира имеются шарики и каналами для них. Под воздействием пыли, грязи, воды каналы и шары интенсивно изнашиваться. ШРУС защищен резиновым пыльником, закрепленным на полуоси при помощи специальных хомутов.
Любые неисправности шарниров равных угловых скоростей связаны с дефектами пыльника и попаданием в узел песка, грязи, воды. Это приводит к коррозии и интенсивному износу. В этом случае поможет замена. Цена гранаты разная. К примеру, на «десятку» он стоит порядка 1100-1300 рублей.
Признаки неисправностей
Если граната (ШРУС) неисправна, то это можно определить по характерному хрусту при движении на вывернутых колесах. Хруст будет не во время непосредственно поворота руля, а в процессе поворота автомобиля в одну или другую сторону. Также звук может быть слышен при начале движения, особенно при резких стартах.
ШРУС можно считать неисправным, если в нем имеются люфты. Это можно ощутить в процессе диагностики при вывешенных колесах. И наконец, еще один характерный признак – это рывки при разгоне.
Причины неисправностей
Так, нередко случается, что в продаже имеется дефектная бракованная наружная граната ВАЗа (чаще китайского производства). Все дело в низком качестве металла. Также можно выделить нарушение правил монтажа в процессе замены. ШРУС быстро придет в негодность, если в нем недостаточное количество или же полное отсутствие смазки. Смазочный материал может вытечь из узла, если поврежден пыльник в процессе движения машины.
Нередко к выходу из строя шарниров приводит неаккуратная езда по плохим дорогам. ШРУСы не любят ударов и плохих ухабистых дорог. Ну и, наконец, можно выделить естественный износ, когда шарнир “умирает” сам по себе из-за возраста.
Диагностика
Вначале нужно попытаться определить, хрустит ли внешняя граната. Автомобиль должен стоять без движения. По очереди дергают полуось с каждой из сторон. Если есть стук, значит в гранате есть люфт. Такой шарнир нужно менять. Еще один способ потребует демонтажа и разборки узла – неисправность можно выявить и таким образом.
Далее автомобиль должен двигаться по ровной дороге. Чтобы выяснить, какой именно шарнир вышел из строя, выворачивают руль до конца вправо, а затем влево. Если есть хруст после поворота вправо, значит, нужна замена наружной гранаты правой. Если хрустит после поворота влево, тогда менять нужно левую.
Ремонт
Для начала необходимо добраться до гранаты. Для этого нужно сорвать колесные болты и ступичную гайку. Затем колесо снимается полностью, а после откручивается ступичная гайка. Далее с вала снимается стопорное кольца. Затем – тормозной суппорт. Далее откручивают болты крепления привода, выпрессовывают шаровую опору. Теперь можно полностью снять ступицу и получить прямой доступ к внешней гранате. Она снимается и разбирается.
Если на элементах шарнира имеются следы износа, то граната меняется полностью. Впрочем, по карману это особо не ударит, Так, например, цена гранаты на ВАЗ в среднем составляет 1200 рублей. Если имеется износ только на шариках, то они продаются отдельно в автомагазинах по низким ценам. Самое главное – подобрать шары нужного размера. Если изношен сепаратор, то шарнир можно отремонтировать заменой сепаратора или перестановкой гранаты ШРУС.
В первом варианте достаточно приобрести ремонтный комплект для ремонта или подобрать подходящий сепаратор на одной из разборок. Главное, чтобы износ новой детали был меньшим. Второй способ – это перестановка ШРУСов с правой и левой полуоси на другую сторону. Дело в том, что сепаратор имеет неравномерный износ. При другом направлении вращения будут работать неизношенные части.
Замена
Не все знают, как поменять ШРУС. На самом деле меняется он достаточно просто. Взамен снятого на полуось устанавливают новый узел, набивают смазку и собирают в обратном порядке.