Джон Сайлас Рид – известный писатель и журналист, политический активист, всеми силами боровшийся за становление коммунистической власти. Американец, уроженец Портленда, появился на свет в 1887-м. Дата рождения – 22 октября. Юноша получил прекрасное образование в Гарварде, поначалу стал репортером, хотя душа просила славы. Истинной сферой и средой, в которой он ориентировался, словно рыба в воде, оказалась революция.
Краткая справка
Так сложилось, что из-за социальных и политических убеждений Джон Сайлас Рид с юности узнал, что такое неволя. Впервые власти арестовали молодого человека, когда ему было 26, за участие в организованной в Паттерсоне забастовке рабочих. В 1914-м его сослали на четыре месяца, и во время этого периода писателю довелось познакомиться с Панчо Вилья. Тогда же он напишет произведение, которое впоследствии сделает автора популярным – «Восставшая Мексика». Книга создавалась под впечатлением от силы личности лидера революции.
Началась Первая мировая, вместе с тем в жизнь молодого человека пришли изменения. Будучи журналистом, Джон Рид отправляется в европейские державы, где разворачиваются боевые действия. Он не раз призывает переоценить события, признать войну неоправданной. Наблюдая за жизнью обывателей, корреспондент призывает к пониманию простого факта: от этих боев обычные люди лишь страдают, голодают и умирают. В 1917-м году он приезжает в Петроград, участвует в дворцовом штурме, а позднее пишет книгу. Это произведение станет едва ли не настольным изданием Ленина, который не раз тепло отзовется о поддерживавшем коммунизм писателе.
Мужчина принадлежит к числу основателей американской Компартии. В 1919-м в первом Коминтерновском конгрессе ему довелось принять участие в качестве представителя политической организации. Причина смерти Джона Рида – тиф. Место смерти – российская столица. Останки захоронили вблизи стен Кремля.
А если подробнее
Будущий известный коммунистический автор Джон Рид появился на свет в Портленде. Этот прибрежный город, омываемый тихоокеанскими волнами, был известен первой забастовкой против армии Колчака: именно здесь рабочие запротестовали, отказавшись грузить на судна боеприпасы. В атмосфере сопротивления и готовности отстаивать свои идеалы появился на свет Джон.
Как потом будут вспоминать современники, мальчику очень повезло с семьей. Отец ребенка, как говорили некоторые, словно бы сошел со страниц произведений Джека Лондона. Родитель писателя Джона Рида был прямодушным, крепким мужчиной, типичным представителем западных американских земель. Ему от природы было дано остроумие. Друзья и сам писатель будут вспоминать: мужчина не терпел притворщиков и ненавидел лицемеров. Он выступал против власть имущих, не прощал богатства и старался сопротивляться тем людям, что захватили, пользуясь своими деньгами, местные природные ресурсы. Отец Рида изо всех сил боролся с трестами, а те, в свою очередь, с ним. Его не раз избивали, он оставался без работы, был объектом преследования. Как потом с гордостью скажет сын, его отец никогда не сдавался.
Жизнь и окружение
Семья Джона Рида дала ребенку хорошие возможности расти и воспитываться в среде стремления к бою. От отца мальчик получил острый ум, мужество и смелость духа. С ранних лет он показывал природные дарования, благодаря чему удалось после завершения основного школьного образования поступить на учебу заграницу. Образование Джон Рид, во многом по настоянию родителей, получал в Гарвардском университете. В те времена сюда обычно отправляли своих детей богатые американские граждане, нефтяные короли, магнаты, сделавшие свои состояния на торговле углем и сталью.
Выбор богачей не был случайным: отправив ребенка на обучение в Гарвард, можно было не сомневаться, что четыре года чада пройдут в роскошной обстановке, учеба будет разбавлена спортивными занятиями, а наука - преподаваться беспристрастно. Можно не сомневаться: никакого радикализма в обучении не предвидится. Как хорошо знали родители Рида, именно в таких местах формируют защитников нынешнего порядка, приверженцев реакционизма.
Годы и опыт
Четыре года в престижном образовательном учреждении стали для Джона Рида источником не только знаний, но и представлений о жизни вокруг. Обаятельный и талантливый юноша вскоре оказался в центре внимания, стал любимцем сверстников и преподавателей. Каждый день он контактировал с выходцами из привилегированного класса, слушал социологические лекции, наполненные напыщенными фразами, капиталистические проповеди на кафедре политической экономии. Воспринимая Гарвард как базис плутократии, Рид решил бороться с ней изнутри, и прямо в стенах своего университета организовал Социалистический клуб. Некоторые назвали это пощечиной невеждам, а учителя говорили, что это не более чем блажь, которая вскоре пройдет. Взрослые считали, что стремление к радикализму уйдет, когда юноша столкнется с жизненными реалиями.
Будущий автор многочисленных книг, Джон Рид, завершил образование, получил ученую степень и отправился в свободное жизненное плавание. Энтузиазм, писательский талант, любовь к жизни сделали из него выразительного, привлекательного человека, в короткий срок сумевшего добиться успеха в выбранном направлении. Свои таланты писателя он проявил еще в период обучения, когда был редактором местного социалистического издания. Окончив учебу, он начинает писать прозу, в том числе драматическую, стихотворения. От издателей поступает кипа предложений, журналы готовы платить молодому автору огромные деньги, а газеты направляют заказы на описание самых важных происшествий заграницей.
Жизнь в движении
В жизни Джона Рида места постоянно сменяли друг друга. Он был путешественником, большие дороги влекли и тянули к себе активного юношу. Уже в те времена его современники знали: если хочется быть в курсе последних событий, нужно просто идти за Ридом. Едва где-то происходило что-то значимое, как молодой человек сразу оказывался в эпицентре. Иные сравнивали его с буревестником, удивляясь таланту успевать везде и всюду.
Петтерсон стал ареной забастовки работников текстильной промышленности. В центре бури был Рид. В Колорадо начался мятеж, с которым власти пытались бороться, стреляя по неповинующимся, используя дубинки направо и налево. Рид был в группе мятежников. Пеоны в Мексике начали бунтовать – и Рид, оседлав коня, шел вместе с ним. Последние события были описаны в «Метрополитене». Позднее о них расскажет в своей книге и Джон Рид. Издание появится на свет под наименованием «Революционная Мексика». Оно будет создано в довольно лиричном духе, автор расскажет о пустынях и горах, кактусах. Эти красоты навсегда поразили его сердце, но еще большее впечатление произвели местные жители, которые в тот момент были эксплуатируемым классом. Выгоду от этого получали церковь и немногочисленные помещики, в чьих руках были сосредоточены капиталы и власть. В своей книге Рид расскажет потом, как пастухи перегоняют стада, как они распевают у огня песни, как сражаются за свои земли, будучи босыми, голодными и холодными.
Война и ее сердце
На своей волне Джон Рид был и в период империалистической войны. Он успевал везде, где происходили важные события той эпохи. Его заносило во французские земли, он сражался за немецкий рабочий класс и поддерживал турецких мятежников, побывал в Италии и на Балканах, а затем приехал в Россию. Уже тогда он специализировался на скандальных разоблачениях, и его имя стало настоящим кошмаром для чиновников. Рид активно собирал материалы, из которых следовало, что именно власть имущие организовали погромы еврейских кварталов. Тогда Рида арестовали, а вместе с ним схватили Бордмана Робинсона. Впрочем, смекалка, остроумие и простая удача позволили писателю вскоре освободиться от властных структур и начать очередную авантюру, без которых жизнь для Рида словно бы останавливалась.
Последнее, что могло испугать Рида – опасность. Его жизненный путь был таков, что во многом она превратилась в стихию, без которой он не мог существовать. Передовые линии, самые опасные территории, запретные зоны влекли журналиста и писателя. Во многом такой была и жена Джона Рида - Луиза Брайант. Современники будут вспоминать ее прямолинейность, смелость, храбрость. Эти черты характера удивительно оттеняла грациозная, милая внешность женщины. В 1915-м вместе со своим избранником она уезжает в Нью-Йорк, в 1916 году они заключают брак. Спустя несколько лет мужчина скончается буквально на руках своей избранницы, а она умрет в 1936-м. Так случится, что причиной ее смерти тоже будет тяжелая болезнь. Детей у супругов не было.
Странствия и работа
Джон Рид путешествовал по фронтам, побывал во многих странах, и одно приключение в его жизни сменялось другим. Мужчину нельзя назвать авантюристом: он был профессиональным журналистом, небезразличным человеком. Он не наблюдал, как иные корреспонденты, со стороны за страданиями людей. Напротив, мужчина сопереживал всем встреченным, данное ему от рождения чувство справедливости было оскорблено картинами мучений, которые терпят простые люди. Он поставил перед собой задачу искоренить зло, вырвать его, уничтожить сам фундамент. С такими мыслями он приехал в Нью-Йорк, где активно взялся за работу. После мексиканского опыта он понял, что ответственность за происходящее вовсе не на тех, кто протестует, а на тех, кто снабжает их оружием и золотом. Значит, источник бед – крупные фирмы Америки и Англии, занимающиеся нефтью, оружием, соперничающие друг с другом и ради этого рушащие человеческие жизни.
Вернувшись из Петтерсона, Джон Рид делает драматическое представление, посвященное сражению рабочего класса и капиталистов. После поездки в Колорадо он рассказывает о произошедшем в Лудло – о том, как шахтеров выбрасывали из домов, как люди были вынуждены жить в палатках, которые поджигали, а пытавшихся сбежать расстреливали. Он расскажет о жертвах, в числе которых были десятки детей и женщин. Он обратится к Рокфеллеру, которому принадлежит место действия, и обвинит в убийствах его.
Радикализм и новые вехи
Многочисленные поля битв, пройденные Джоном Ридом, сделали из него сильного, готового пойти на все для достижения поставленной цели человека. Он не относился к числу любителей пустословия, желающих поговорить о разных аспектах конфликта. Он проклинал войну как факт, не принимая зверств, на которые идут люди. В журнале «Либерейтор» Джон публиковался, не требуя за это вознаграждения: свои лучшие творения Рид направлял именно сюда. Тут же вышла его статья против войны, призывавшая завернуть солдат в смирительные рубашки.
Как и прочие редакторы, Рид преследовался судебными инстанциями. Его обвинили в измене государству. Прокурор настаивал на максимальной тяжести обвинительного приговора, а присяжными выбрали истинных патриотов. Рядом со зданием суда даже поставили оркестр, проигрывавший национальную музыку. Впрочем, это не мешало Риду и его друзьям логично и обосновано доказывать свою позицию. Мужчина признал, что его долг – сражаться за изменения в социуме. Он рассказывал об ужасах на полях сражений. Многие будут вспоминать: описание было сильным, живым, и некоторые присяжные, хоть и заранее настроенные против говорившего, прониклись услышанным до слез. Редакторы были оправданы.
Здоровье и идеалы
К моменту вступления Америки в межнациональную борьбу Риду сделали операцию, удалили одну почку, и по состоянию здоровья мужчина стал непригодным для армейской службы. Как он сказал сам, то, что освобождает его от обязанности воевать с другими народами, не помешает ему сражаться с классовой несправедливостью. В 1917 году он уезжает в Россию, где ощущается приближение новой эпохи.
Оценив обстоятельства, Джон понял: пролетариат здесь наверняка придет к власти, иной исход невозможен. Рид переживает из-за промедления, беспокоится из-за отсрочек. Его современники будут вспоминать: по утрам мужчина просыпался раздраженным от того, что революции все еще нет. Едва со Смольного дали сигнал, Рид появился в первых рядах. Он был везде и всюду, строил заграждения, аплодировал Ленину, присутствовал у Зимнего, и обо всем увиденном и услышанном рассказал в изданном немногим позднее произведении.
Ни секунды без дела
Во многом смерть Джона Рида обусловлена именно его активностью в период революции 1917-го. Он компилировал полезную информацию, был везде, где происходило что-то важное. Он работал без устали, но именно этим и подорвал свое здоровье: в будущем, когда мужчина заболеет тифом, у него не будет шансов на излечение именно из-за истощенности организма. Но это будет позднее, во время революции Рид не думал о таких последствиях. Он старательно коллекционировал афиши и периодические издания, особенно страстно собирал плакаты. Если не было возможности получить новый такой предмет легально, он мог сорвать его со стены.
Впрочем, плакаты в ту эпоху печатали очень быстро, поэтому на заборах почти не было мест. Их клеили друг на друга, и Рид потом будет вспоминать: однажды, разделяя такую приклеенную стопу, он насчитал в ней 16 слоев. И революционные, и контрреволюционные группы пытались продвинуть таким образом свои идеи, а для Рида все эти плакаты становились доказательствами, материалами, пищей для ума и творчества. Его коллекция будет у многих вызывать зависть. В 1918-м он прибывает в Нью-Йорк, где местная юстиция лишает Джона права владеть накопленным. Впрочем, Рид, прибегнув ко всем возможным хитростям, возвращает себе ценнейшие экспонаты и прячет их в тайной комнате, той самой, где он будет писать книгу о революции в России.
Мне ничего не страшно!
Противники Рида пытались выкрасть рукопись не менее шести раз. В посвящении Рид упомянет издателя, который едва ли не разорился, взявшись сотрудничать. Буржуазия отказывалась от правды, ненавидела революцию в России и всячески замалчивала истину, буквально топила ее в обвинениях и лжи. Политическая клевета сказалась на Риде: те издания, чьи редакторы раньше в очередь выстраивались, чтобы попросить у журналиста материал, теперь отказывались его печатать. Мужчина нашел выход: он начал обращаться к слушателям во время массовых митингов. Затем появился его собственный журнал. Он ездил по всей стране, рассказывал людям правду о происходящем, а затем организовал Компартию.
Казалось, заставить человека замолчать можно лишь одним способом: посадить его за решетку. Рида арестовывают ни много ни мало 20 раз. Впрочем, присяжные оправдывали мужчину, кто-то соглашался брать его на поруки, в других случаях суд откладывали, и у журналиста появлялась возможность выступить еще и еще раз. Говорили, что каждый американский город делом чести считает хоть раз, да арестовать Рида.
Как все закончилось
В одно из нелегальных возвращений в Нью-Йорк писателя выдают, он попадает в одиночное заключение в Финляндии. Джону доводится вернуться в СССР, начинается сбор сведений для нового произведения. Вероятно, во время поездки по Кавказу он заражается тифом. Измотанный непосильным трудом, Рид не справился с болезнью и скончался на руках жены 17.10.1920 г.
Он был не единственной жертвой своего времени. Многие друзья и сподвижники Рида умерли молодыми. Иных закрыли в тюрьмах до конца жизни, кто-то стал жертвой погрома. Один из друзей Рида погиб, оказавшись на судне в сердце шторма, другой скончался в крушении аэроплана, с которого разбрасывал призывы бороться с интервенцией.
Октябрьская революция преимущественно сделана руками русских, жителей Кавказа и Украины, татар – но не только их. В историческом событии принимали участие французы, уроженцы Америки и Англии, немцы. Среди иностранных фигур одной из самых значимых считается именно Джон Рид, отдавший свою жизнь ради становления справедливого порядка и равноправия.