Автор нашумевшей книги «Собчачье сердце» Юрий Титович Шутов одним кажется героем нашего времени, другие считают его злодеем и преступником. Мужчина родился в 1946 году, в первом весеннем месяце, а умер в 2014-м. Его родной город – Ленинград, впоследствии – Санкт-Петербург. С ним же связаны все значительные вехи в преступной и политической, а также писательской карьере мужчины. В период политической активности помогал Собчаку, был избран в Заксобрание. В 2006-м ему вынесли пожизненный приговор.
Как все начиналось
Как можно узнать из биографий Юрия Шутова, он появился в ленинградской семье. Дата рождения – 16 марта. Ребенок сперва пошел в общеобразовательную школу, после ее завершения успешно поступил в вуз, выбрав для себя кораблестроительный институт в родном городе. Получив диплом об образовании, юноша устроился в «Главленинградстрой». Начало 80-х в его жизни отмечено новыми вершинами и успехами – он получает возможность замещать управляющего в инстанции, ответственного за статистику. Учреждение занималось не только Ленинградом, но и областью вокруг него.
Мальчик родился в семье фронтовиков. Впоследствии женился. Информации о личной жизни и родственниках практически нет.
В середине 80-х его обвинили в поджоге Смольного. Официальным мотивом признали желание уничтожить документацию. Кроме того, мужчину признали виновным в крупных хищениях. Следствие велось под руководством Корниловой. Вина была успешно доказана, преступнику было назначено пять лет ограничения свободы.
Правда и свобода
Для Юрия Шутова тюрьма поначалу означала абсолютный крест на будущей жизни. В советское время, имея за плечами судимость, практически нереально было найти приличную работу. Правда, в некоторой степени мужчине повезло – началась новая эпоха, правила и возможности, а ему была присуща способность быстро ориентироваться в том, что потом назовут «мутной водой». Сначала Шутова успешно реабилитировали, затем написали о нем материал в «Огоньке», расхваливая природные качества. Материал назвали «Пожар в революционном штабе». Статья вышла за авторством Григорьева.
И по сей день многие гадают: жертва или злодей Юрий Шутов? Кто он, какие ему были присущи качества? Эта информация и сегодня противоречива. Так, если верить тому самому материалу в «Огоньке», мужчина был истинным перестроечным героем, которого осудили совершенно несправедливо. Как посчитал автор материала, чиновники, с которыми Шутов работал, проворовались. Чтобы их не поймали, они быстро свалили вину на относительно беззащитного коллегу.
Жизнь и смерть рука об руку
Конечно, такая версия, снимающая всю вину с будущего автора книг – Юрия Шутова, оказалась не по вкусу следователю, на которой была ответственность за дело. Не теряя времени зря, Корнилова инициировала судебное разбирательство в отношении Григорьева. В иске она сформулировала претензию как тенденциозную передачу информации. Григорьев, в свою очередь, собирался познакомиться с материалами того дела, о котором он написал статью. Некоторые считают, что он, вероятно, изменил бы свое мнение о народном перестроечном герое, да только вот не успел. Григорьев находился в гостинице «Ленинград» и стал жертвой случившейся там трагедии.
Пожар в гостинице «Ленинград» случился в морозном феврале 91-го. Огонь начал распространяться с седьмого этажа здания, став причиной гибели 16 человек, в числе которых оказался и автор популярной статьи в «Огоньке».
Новые годы и инструменты
Начались лихие 90-е, подарившие культурной столице России славу главного криминального города страны. Юрий Титович Шутов не терял времени зря – он оценил свои шансы построить карьеру в политике как более чем хорошие и незамедлительно начал ими пользоваться. В это время ему довелось поучаствовать в «600 секундах» – популярной телепередаче, через которую была возможность обратиться к населению родного города. Деятельность перспективного начинающего политика осветили в лучшем варианте, поэтому популярность стала расти. Анатолий Собчак, в тот момент председательствовавший в Ленсовете, берет мужчину помощником. Правда, карьера не сложилась: в скором времени Шутова увольняют, причем в приказе вписывают в качестве причины неэффективность работы.
Предположений по поводу того, почему Юрий Титович Шутов остался без работы, было немало. Некоторые говорили, что именно он заключил договоренность с обанкротившимся английским предпринимателем. Якобы по контракту получал исключительные права в Ленинграде, на тот момент имевшем статус специализированной экономической зоны. Позднее в своей книге мужчина изложит другую версию событий, объяснит произошедшее политическими разногласиями и расхождениями во взглядах на ведение бизнеса между помощником и его непосредственным руководителем Собчаком.
Новые вехи – и темная полоса
Как вскоре узнали СМИ, тюрьма Юрию Шутову вновь угрожала с немалой силой. В те времена в Ленинграде действовал Гимранов, афганский офицер, не нашедший себя в мирной жизни и подавшийся в криминальную сферу. Кавалер, представленный к награде «Красная звезда», как установило следствие, собрал собственную банду – впрочем, относительно небольшую. Когда началось расследование их деятельности, появились связи с именем Шутова. Банду арестовали в 92-м, причем одновременно взяли всех участников. Основным мотивом ареста назвали уничтожение имущества, вымогательство.
В 92-м Юрий Шутов был арестован вместе с бандой афганского офицера. В тюрьме его не содержали, разрешили подписать бумагу о невыезде, за этим и отпустили. В 96-м мужчину окончательно оправдали, признав набор улик недостаточным. Гимранов и часть его компаньонов по нелегальной активности получили незначительные сроки. Многих прямо в зале, где проводились слушания, освободили, признав невиновными.
Жизнь продолжается
С фото Юрий Шутов смотрит спокойно, он уверен в своих силах. Всегда ли он был таким в личной жизни – знают лишь его друзья и близкие, и далеко не каждый хочет распространяться на эту тему, и те, кто общался с прессой, давали противоречивую информацию. Гораздо более точными данными общественность располагает относительно карьеры Шутова и официальных назначений и наказаний, выбранных для него в разные моменты жизни. В частности, известно, что в 96-м ему довелось председательствовать в областной и городской комиссии, организованной при Госдуме. Задачей организации был анализ результатов приватизации. Необходимо было выявить, кто ответственен за провал программы.
Комиссия дала Юрию Шутову новые возможности и ресурсы, стало ясно, что битва за вероятную и столь близкую власть все еще не проиграна. В 97-м убили Маневича, занимавшего должность городского вице-губернатора. Его застрелили очередью из автомата с крыши одного из строений вблизи перекрестка Рубинштейна и Невского. В тот момент уже подозревали Шутова как организатора убийства. Около двух лет за мужчиной и всеми, с кем он общался, тщательно следили. Прокуроры также проверяли, не имеет ли политик отношения к убийствам Филиппова, Агарева.
Прощай, свобода!
Юрий Шутов окончательно был арестован зимним февральским днем 99-го. Материалы, собранные на него, составили 65 томов. Ему пришлось провести под надзором 2 года и 5 месяцев в ожидании следствия. Еще 4 года и 5 месяцев дело рассматривалось судебной инстанцией. Эти заседания вызывали у прессы немалый интерес, поскольку было решено их организовать в стенах «Крестовского изолятора». Впрочем, как известно от правоохранительных органов, несколько раз Шутов был близок к обретению желанной свободы. Более того, он был и остается единственным в нашей истории человеком, который в период пребывания в тюремном заключении не просто попытался пройти в парламент города, но и успешно выиграл выборы.
Пикантные подробности дела Юрия Шутова занимали СМИ достаточно долго. Особенный интерес вызывал тот факт, что в 99-м политика арестовывали не простые милицейские, а группа СОБР. В ноябре того года Калининский суд, рассматривавший документы по делу мужчины, принял решение оправдать его, посчитав материалы несостоятельными, и сразу после этого за дело взялась группа захвата. За ее организацию была ответственна городская прокуратура, а приказы отдавал Сыдорук, занимавший должность главного прокурора.
Как все закончилось
Окончательный приговор вынесли в феврале 2006-го – не просто заключение в соответствующее учреждение, а пожизненное. Юрия Шутова признали виновным в заказных убийствах. Суд посчитал, что за его плечами есть несколько покушений на убийство. Была признана вина в эпизодах похищений. Правоохранительные органы доказали причастность мужчины к организованной преступной деятельности – именно будучи в составе ОПГ он совершал свои противоправные деяния. Кроме него пожизненно заключили Денисова, Лагуткина, Гимранова, Николаева.
Обвиненный и признанный виновным мужчина отказался признать свои преступления. Когда у него была возможность подвести итоги следствия, объяснил приговор как результат его борьбы с теми, кто разграбил Родину, кто ворует у простых людей. Шутов сказал, что ответственность за его несправедливое осуждение лежит на пособниках воров, занимающих прокурорские должности, и рано или поздно эти люди доберутся до него, дабы его убить. Мужчину направили на содержание в «Белый лебедь». В этом учреждении в 2014-м зафиксировали смерть Юрия Шутова. Причиной было признано плохое здоровье. Конечно, по факту гибели была инициирована служебная проверка, но условия одиночного пожизненного содержания таковы, что у всех заключенных быстро слабеет здоровье. Во многом сказывается психологическое давление, связанное с осознанием пожизненности нахождения в учреждении.
Герой или злодей?
На похоронах Юрия Титовича Шутова нашлось немало тех, кто был готов назвать мужчину настоящей легендой. Говорили о его патриотизме, честности и искренности. Вспоминали, что при жизни он зачастую рассуждал, не слишком раздумывая над формулировками, а это не только не нравилось окружающим, но и вредило им, причем многим – совершенно безосновательно. Некоторые потом будут говорить, что смерть была неслучайной, что это было проявление мести, акт страха – недруги заключенного опасались, что он выйдет на свободу и начнет рассказывать истину. Так это было или нет – знал лишь сам Шутов, а он уже никому ничего рассказать не сможет. Впрочем, хотя эта легенда 90-х по прошествии десятилетий кажется невинной жертвой, многие разумно мыслящие люди, хорошо помнящие славу Петербурга тех времен, справедливо сомневаются в правовой чистоте политика.
Говорили, что семьей Юрия Шутова была его ОПГ, что его сподвижники называли его «папой» и боялись как огня. Для обывателей он тоже в некоторой степени напоминал отца – именно поэтому определенные личности были готовы ему верить, и даже в период заключения в «Крестах» мужчина смог выиграть выборы. Ранее помогавший Собчаку, работавший в Заксобрании в двух созывах, занимавшийся статистикой, когда стало ясно, что конфликт с петербургским мэром к добру не приведет, Шутов издал книгу «Собчачье сердце, или Записки помощника Ходившего во власть». Потом про него скажут: этот мужчина очень громко жил и так же тихо умер.
Адвокатские вспоминания
Москаленко, в суде защищавшая Шутова, потом не раз вспомнит: ее клиент предупреждал, что в тюрьме он якобы умрет от болезней, и призывал не верить в эти новости. Причиной его смерти, как считал Шутов, будут совсем другие факторы. Потом она скажет, что ее подзащитный сильно отличался от прочих знакомых людей. Он был уникальным, и многие считали его жутким преступником, в то время как иные почитали за героя и спасителя. Многие верили и верят по сей день, что Шутова оболгали и оклеветали, что он пострадал за свою смелость и способность говорить неугодные власти вещи. Его памфлеты на острые политические темы, его повесть и интервью оказались крайне болезненным ударом по репутации власти предержащих.
Судебное заседание, итогом которого стало заключение до конца жизни, по заверениям Москаленко, прошло некорректно. Женщина ознакомилась со всеми материалами, к которым появился доступ, и приняла нейтральную сторону. Решив, что не станет поддерживать тех, кто считает ее клиента страшным человеком, и не согласится с утверждающими, что он герой своего времени. Потом она скажет, что в какой-то момент перестала задумываться над тем, совершал ли подзащитный противоправные деяния. Из документации, которую видела, как скажет Москаленко, следовало, что инкриминируемые судебной инстанцией поступки так и не удалось доказать, а значит, результат слушаний был неправомерным.
Правда и справедливость
Потом Москаленко признает, что она, будучи юристом международного уровня, поставила для себя первостепенной задачей понять, насколько справедливый приговор был вынесен, как правильно было организовано разбирательство. Особое внимание привлекало соблюдение Конвенции, посвященной правам человека. Предполагалось, что в ходе ведения дела была нарушена шестая статья этого документа, признанного всеми европейскими державами. Москаленко и раньше сталкивалась со случаями, в ходе ведения которых нарушения были чудовищными, представители закона его же и попирали. И все же по количеству нарушений дело Шутова определенно лидировало.
Слушания проводились в отсутствие подсудимого. Фактически правовая инстанция лишила человека возможности защищаться. Еще до этого представители Европейского суда не раз говорили, что глобальное нарушение человеческого права перечеркивает вывод инстанции по делу, каким бы оправданным и справедливым он ни был. Более того, говорили, что не требуется рассматривать все мелкие вопросы о нарушениях по отдельности, если есть глобальное – и всего одного такого хватает, чтобы суд можно было назвать несправедливым. В случае с Шутовым ситуацию объяснили следующим образом: мол, мужчина потребовал присяжных, в чем ему отказали, за это удалили с территории, где велись прения, до их завершения.
Проблемы и их решение
Был ли виновен Шутов или приговор ему вынесли некорректный – судить сложно. Будучи адвокатом Шутова, Москаленко не раз пыталась встретиться с ним. Потом женщина будет говорить, что ей не позволяли нормально работать, общаться с клиентом. Между ней и подзащитным всегда был барьер, что исключало взаимодействие с официальными бумагами.
Проанализировав все особенности ведения дела, Москаленко направила обращение в Европейский суд. Она же попросила рассмотреть дело в приоритетном порядке, а также участвовала в написании дополнений к первоначальной жалобе. Потом Москаленко скажет, что ей оставалось лишь надеяться, что клиент сможет успешно дожить до момента изучения дела. В 2014-м выяснилось, что неким неизвестным досье по Шутову уничтожено. На восстановление документов ушло немало времени. Уже потом, после его смерти, Москаленко скажет, что ее клиент был железным человеком. Она не возьмется судить, был ли он прав или нет, но посчитает, что власти обошлись с ее подзащитным крайне несправедливо. И не раз будет вспоминать о том, что этот человек, предпочитавший старомодные формы изъяснений, незадолго до смерти просил ее не верить в то, что он умрет от болезней, и рассказывал о разных людях, которым давали поручения закончить его жизнь, но ни один не согласился.