Телевизионный центр Останкино никогда не был просто телевидением. Он был властителем умов, главным дозором страны, а в начале девяностых — политической трибуной как кандидатов в президенты России, так и олигархов, первыми понявших, что именно информация правит миром. Мир к середине девяностых стал абсолютно криминальным. Телеведущие и продюсеры гибли друг за другом, но никому это не было уроком. Тамаз Топадзе, Глеб Бойкий, Олег Слабынько... Список можно продолжить.
Решение об акционировании ОРТ (он же «Первый канал») возникло в недрах Кремля. Инициатором был Борис Березовский. Его главные ставки — политическое влияние и деньги от рекламы. И то, и другое зависело от Владислава Листьева. Советский и российский телеведущий и журналист, первый генеральный директор ОРТ понимал, что могут быть разные исходы в той борьбе, в которую он включился.
Ранняя биография
Владислав Листьев родился десятого мая 1956 года в Москве. Его отец работал на заводе, мама сначала училась в техникуме, а потом начала работать в одном из научно-исследовательских институтов чертежницей. Он окончил школу-интернат спортивного общества «Спартак». Молодой человек стал кандидатом в мастера спорта и чемпионом СССР по бегу на километр среди юниоров. Влад Листьев работал инструктором спортивного общества «Спартак». Срочную службу проходил в Таманской гвардейской дивизии под Москвой.
Журфак МГУ
С самого детства он не планировал заниматься журналистикой, но писал небольшие заметки на спортивную тему. Поступить на факультет журналистики МГУ в те годы было далеко не всем под силу. На журфаке учились в основном дети из семей, в которых международные связи была фамильным делом. Попасть в эту элитарную компанию Листьеву помог факультет рабочей молодежи, необыкновенное обаяние и коммуникабельность.
Во время учебы в университете Влад Листьев (фото в молодости ниже) был спортивным организатором и бригадиром на «картошке». Студенты помогали совхозу «Бородино» собирать урожай в сентябре и октябре. В длительную командировку направляли студентов первого курса международного отделения и весь второй курс. Листьев окончил факультет журналистики в 1982 году, получив специальность «литературный сотрудник телевидения».
Начало карьеры
В 1982 году нескольких выпускников пригласили в молодежную редакцию центрального телевидения. Тогда на телевидении можно было увидеть славных работниц фабрик, которые говорили, что хорошо зарабатывают, получают квартиры, а по вечерам отдыхают, смотрят кино. Это было слишком скучно, тем более для молодежной аудитории. Перестройка изменила страну. Эта страна нуждалась в новом телевидении.
Первая программа «Взгляд» вышла в эфир второго октября 1987 года. В программе телепередач значилась как музыкально-развлекательная, но уже через три месяца «Взгляд» стал символом новых свобод перестройки. Рабочие материалы программы невозможно смотреть без смеха. Молодые журналисты были неопытными и смущенно чувствовали себя в кадре. С ними пришлось много работать. Но творческая биография Влада Листьева только начиналась.
Программа «Взгляд»
Популярность «Взгляда» была неоднозначной и скандальной. Через десять лет «Огонек» позиционировал ведущих — Листьева, Захарова, Мукусева, Политковского и других — как народных героев, олицетворявших перемены внутри страны. Зрители спрашивали, какого года Влад Листьев, потому что молодой ведущий заинтересовал многих женщин.
На программу активно приглашали тех людей, которые раньше не появлялись на телевидение. Начинали с критики Сталина, потом пришел Марк Захаров, который предложил вынести Ленина из Мавзолея. Вся страна вместе с ними училась говорить не шепотом на кухне, а вслух: в СССР все-таки есть секс, рок-н-ролл жив, у капитализма может быть человеческое лицо...
Именно «Взгляд» показал публике «Наутилус Помпилиус», «Кино» и ДДТ, открыл советский рок и литературу неравнодушных людей. Телеведущие критиковали советскую систему, первыми подняли вопрос о советских военнопленных в Афганистане. Они были настолько влиятельны, что могли организовать и прекратить забастовку. В эфире передачи Марк Захаров сжег свой партийный билет члена КПСС. За полтора часа ведущие и гости успевали поговорить обо всем.
После распада
В 1991 году знаменитая команда «Взгляда» распалась. Потом перестал существовать и Советский Союз. Когда страна рухнула, поменялось все. Влад Листьев стал автором и ведущим телеигры «Поле чудес». Это была принципиально новая телепрограмма. Капитал-шоу имело ошеломляющий успех. Тогда же оказалось, что Листьев был универсальным ведущим, потому что в новом образе его любили ничуть не меньше, чем во времена «Взгляда».
Идея программы родилась после просмотра американской версии («Колесо Фортуны»). Название передачи Влад Листьев взял из сказки А. Толстого «Золотой Ключик, или Приключения Буратино». Авторы (программу Листьев делал вместе с Анатолием Лысенко) пытались приобрести оригинальную лицензию, но компания-дистрибьютор не была заинтересована в сотрудничестве. Пришлось снимать русскую версию с нуля. Программа стала необычайно популярной.
Ток-шоу «Тема»
В середине 1991 года Листьев принял решение прекратить работу над программой, чтобы приступить к новому проекту. В этой передаче обсуждались наиболее актуальные проблемы современности. Популярность не заставила себя ждать. Зрителю совсем не важно было, кто перед ним — журналист, артист, комментатор, диктор. Важно, чтобы на экране был интересный собеседник. Влад Листьев был именно таким. Зрителям запомнились хитрые глаза и искренняя улыбка телеведущего.
После «Темы» на экранах появился «Час пик». Это была программа в жанре телевизионного интервью - именно то, что было нужно современному российскому зрителю. Тема беседы, как правило, выстраивалась вокруг информационного повода, какого-то события в культуре, спорте, политике или экономике. В отдельных случаях гостей приглашали без повода. Ключевыми факторами являлись не известность гостя, а его интерес для зрителя и профессионализм.
Именно в этой программе Владислав Листьев примерил образ, который стал сначала поводом для споров, а потом его фирменным стилем. Подтяжки и очки Листьев «бессовестно украл» у Ларри Кинга, как говорили его коллеги Леонид Ярмольник и Владимир Познер. Познер вообще очень положительно отзывался в телеведущем. Листьев шутил, что «Ларри Кинг держится на подтяжках, и главное — выбрать правильные».
Уже тогда журналист и телеведущий Владислав Листьев был генеральным продюсером собственной телекомпании. ВИД по сей день выпускает телепрограммы для «Первого канала». Из-за конфликтов со своими коллегами Владислав Листьев ушел из телекомпании, став генеральным директором ОРТ («Общественное российское телевидение»). Ему было всего тридцать восемь лет. По меркам того времени телевизионным начальником такого высокого ранга стал мальчишка.
Личная жизнь
Влад Листьев был трижды женат. Он неоднократно говорил, что женщины играли важную роль в его жизни. Елена Есина и Влад Листьев поженились после окончания школы-интерната. Их союз распался через два с половиной года. Первый ребенок супругов скончался после рождения. Дочь Валерия сегодня работает в Академии парикмахерского искусства на Арбате.
С Татьяной Лялиной (своей второй женой) Влад Листьев познакомился в студенческие времена. Первый сын Татьяны и Влада скончался в шесть лет. Мальчик был инвалидом, в три месяца лишился слуха и зрения из-за халатности врачей. Второй ребенок, Александр, с 2002 года работает на телевидении.
Третьей женой телеведущего стала Альбина Назимова. После смерти супруга она снова вышла замуж (за Андрея Разбаша). Детей Влада Листьева на данный момент осталось в живых только двое — Валерия и Александр.
Незадолго до убийства
Последней программой, которую Владислав Листьев предложил российскому телевидению, стала развлекательная «Угадай мелодию». Первая передача вышла в эфир через 34 дня после убийства Влада Листьева. Он многое оставил в российском телевидении, даже сам принцип продюсерства. Влад Листьев знал, как сделать продукт, который понравится телезрителям. Но денег, которые выделял бюджет, для этого было явно недостаточно.
В 1995 году за рекламный рынок боролись все, в том числе и криминальные структуры. Влад Листьев неоднократно заявлял, что хочет заниматься творчеством, а не выпрашивать деньги у рекламодателей. Именно он озвучил решение руководства «ОРТ» на введение моратория на рекламу с первого марта 1995 года. Работа в тех условиях, в которых существовало тогда телевидение, была рискованной, но решение о запрете рекламы нужно было принять. Через две недели прозвучало два роковых выстрела.
Убийство Влада Листьева
Через два часа после последнего выхода в эфир Листьев был убит в подъезде своего дома. Первого марта 1995 года телеведущий возвращался домой. В подъезде своего дома на Новокузнецкой улице на него напали двое неизвестных. Первая пуля попала в правое предплечье, а вторая — в голову. Жизнь Влада Листьева трагически оборвалась на сороковом году.
Крупная сумма денег и ценности, имевшиеся при себе у Листьева, остались нетронутыми. Это дало повод предполагать, что убийство было связано с политической или деловой деятельностью телеведущего. Правоохранительные органы неоднократно утверждали, что следствие скоро закончится, но ни заказчики, ни убийцы до сих пор не найдены.
Общественный резонанс
Смерть Влада Листьева вызвала широкий общественный резонанс. Второго марта все телеканалы прекратили вещание. На экранах был портрет директора центрального телеканала с надписью о том, что он убит. В эфир выходили только выпуски новостей. Никакое другое событие в истории современной России больше не становилость причиной отмены эфира всех телеканалов. В 19:00 второго марта вышла программа «Час пик» без бессменного ведущего. Передача была посвящена жизни и деятельности Влада Листьева.
Версии следствия
Несмотря на то что до сих пор дело не раскрыто, есть несколько версий, кто мог быть заказчиком убийства телеведущего. Главным подозреваемым долго являлся Борис Березовский. Американский журналист Пол Хлебников высказал мнение, что Березовский контролировал основателей преступных сетей в России. Кстати, сам Борис Березовский в 2010 году обвинял в убийстве Листьева Владимира Путина. Возможна причастность к убийству журналиста и ведущего Сергея Лисовского. Он неоднократно упоминался в СМИ, его допрашивали правоохранительные органы. Лисовский никогда не пытался скрываться от полиции. Другой обвиняемый, Александр Коржаков, косвенно был обвинен в убийстве бывшим подполковником ФСБ.