По мере накопления опыта «летающие люди» пробуют себя в нескольких видах парашютного разнообразия, бейсджампингом же увлекаются единицы. Поговаривают, что каждый второй из них погибает, не завершив полет. Розов Валерий - человек-легенда, который тысячи раз преодолевая и превосходя себя, прошел жизненный путь... Нет, пронесся! Ярко, стремительно, звездно! И улетел в иное пространство.
Каким он парнем был
Мастер спорта по двум экстремальным видам - альпинизм и парашютный, многократный чемпион России, Европы, планеты, участник мирового рекорда формацевтов - Валерий Розов прошел столько ступеней, что лестница у него была едва ли не самой крутой.
Из 15 парашютных дисциплин, культивируемых в стране, выбрал ту, что еще не регламентирована официальными правилами - бейсджамп, который с 80-х годов прошлого столетия стоит в первой строке списка самых опасных и экстремальных.
Летать и ползать умел отлично
Сначала появились горы. В 18 лет парень взялся осваивать альпинистское снаряжение и покорять стены. Его не привлекали громады, где просто нужно идти, испытывая гипоксию. Он выбрал технически сложное - отвесные скалы. Больше десяти лет висел над пропастью, проползая с полметра в час.
За спиной более 50 восхождений пятой и шестой категорий сложности. Но он не покорил вожделенный для многих Эльбрус как альпинист. Парашютист с него стартовал, как вингсьют-джампер, там у него был очередной рекордный экзит.
В 1991 г молодой скалолаз стал победителем 42-го, последнего чемпионата СССР по альпинизму в техническом классе. Максимальное число восхождений за две недели - 5. Команда РСФСР из Свердловска обошла серебряных призеров на 20 баллов. Потом было золото российских чемпионатов, проект «Семь вершин» (Эльбрус, Килиманджаро, Монблан). Реализовался «Русский Экстремальный Проект» - рискованные акции и экспедиции, он побывал на пяти континентах планеты.
Крючья, жумар, обвязка, ледоруб - обычная снаряга альпиниста. Внизу пропасть, сверху небо, между ними видит Валерий розовый туман и облака - очередная непроходимая полоса препятствий. Рожденный ползать летать не может? Заслуженный МС по альпинизму не согласился. И в очередной раз опроверг эту пословицу.
Выше облаков
Небоныры, шарапутисты, летяги, аки птицы - так шутливо называют себя те, кто связал жизнь с парашютом. Опытных и крутых обзывают небожителями, они, кажется, в воздухе находятся дольше, чем на земле. В 1993 началась карьера спортсмена-парашютиста. И здесь Розов шел по ступеням, словно крылья за спиной были. Не просто выпал — кинул медузу, скрутился и свуп показал — стал лучшим на планете скайсерфингистом.
Артистическое катание по воздушным струям на серф-доске - такая вот романтика. На самом деле же - сложнейшее технически увлечение. Валерий - неизменный лидер, чемпион, инструктор, МС, главный тренер сборной России по артвидам. Как человек коллективный, не прошел он и мимо групповой воздушной акробатики: большие формации - задача собраться в фигуру командой в 20-40-100 человек. До сих пор действующий рекордсмен - 400-way. И, конечно, бейсджампинг - с малых высот.
Когда число прыжков перевалило за пять тысяч, появилось новое увлечение. Как вспоминал Андрей Волков, друг и соратник, в 2004-м они решили «освоить нечеловеческий ужас с красотой - вингсьют-бейс». И опять получилось -бейсджампер Валерий Розов! Кроме того, в этой точке окончательно сошлись два его главных увлечения - небо и горы. Так появился в стране лидер и новое направление в спортэкстриме - бейс-клаймбинг. Скалолаз начал десантироваться с горных склонов, на которые периодически сам ходил по правилам восхождения.
Эксклюзивная высота
Остались у мастера уникальные проекты, что долго еще не повторятся. В 2009 мир удивил прыжок Валерия Розова в кратер действующего вулкана на Камчатке. В следующем - Ульветанн в Антарктиде, еще через год ему покорился гималайский Шивлинг (6540 м). Мировой рекорд в 2013, когда альпинисту-парашютисту сдалась высочайшая гора планеты - Эверест. Четыре дня шел к точке на северном склоне (7220 м), чтобы одну минуту полетать над ледяными скалами.
Дальше Африка с вулканом Кибо (5895 м). Следующий всемирный - самый высокий бейс-прыжок с Чо-Ойю (7700 м), куда поднимался самостоятельно три недели. Потом за 90 секунд пролетел 3,5 км. Исполнил свою давнюю мечту.
Те, кто понимает
Сергей Цветков, чемпион РФ по фрифлаю, поделился с журналистами воспоминаниями: «В Ступино встречались на дропзоне. Он любил парашютный спорт. Полностью отказался от карьеры за пределами аэродрома, большинство совмещали».
Стрельникова Татьяна, МС, восьмикратная рекордсменка в классе БФ: «Валера был человеком мира. В 2008-м впервые участвовала в 135-way. В фигуре я брала его за руку. Перед решающим прыжком он так на позитив настроил, что трясучка исчезла, мы пошли и сделали рекорд!».
Андрей Александрович, фрифлай с 2011 года: «Летали вместе в Пущино. Валера с Глебом наотрез отказались обучать меня бейсу. Аргументировали тем, что больше не хотят готовить смертников».
Лазарев Семен, вингсьют-бейсер, 2000 - скайдайва, 1100 - бейс (с 2008): «Прыгали с одного экзита с интервалом в несколько минут. Он никакой заносчивости и звездности не проявлял, чем снискал мой искренний респект».
Елена Кан (Мазаева), в ФПС 19 лет, МСМК, рекордсмен и призер чемпионатов РФ, Европы, мира: «Познакомились в 2000-м. Я занималась FS 4-way, Валерка - скайсерфингом. Очень красиво летал! В больших формациях встречались, на мировом в Тайланде. Очень тяжко...».
Иван Кузнецов, групповая акробатика: «Пять лет назад, когда Розов вел на телевидении передачу, я участвовал в конкурсе. Отправил фото, где мы на каяках проходим водопад - падаем вниз. Как серебряный призер, получил фото с автографом. Бережно храню его как артефакт.»
Лебединая песня
С 1981 по середину 2018 на сайте бейсджампинга зарегистрировано 338 смертельных исходов. Валерий Розов значится под №330. Понимал ли, что не вечен? Чувствовал, что бейсер проживет меньше, чем инструктор-альпинист? Наверное, да, потому сыновьям дорогу в облака он закрыл.
Незадолго до ухода в интервью Дмитрию Зимину (корреспонденту «Спорт День за Днем») сказал:
- Мне нравится, когда меня называют живой легендой...
Здесь главное у него не уровень крутости, а слово «живой». Но у лестницы в небо нет тропинок в сторону. И Валерий покорял новые горные и небесные высоты, каждый раз поднимая планку. С друзьями и соратниками анализировал каждый BSBD («синее небо, черная смерть» - этой аббревиатурой парашютисты сообщают о трагедии) и еще тщательней проверял расчеты, снаряжение.
Парашютисты-птицы, по настоящему верные небу, с ним не расстаются. Даже финальный прыжок называют крайним. Край наступил 11 ноября 20017 в Непале, на скале Ама-Даблам в Гималаях, когда он решил сделать дубль с шести тысяч. И погиб. «Валерий Розов разбился», - кричали новостные ленты. BSBD и черные квадраты вместо лиц появились в профилях друзей на "Фейсбуке". Это был крайний полет. В бессмертие.