Критически настроенные кинодеятели любят хоронить те или иные поджанры кино, зачастую обвиняя конкретных «могильщиков». Сейчас в большом ходу термин «убийца жанра», которым принято условно обозначать фильм, эффект от показа которого становится трагедией для всего кинонаправления. Некоторые критики к таким жанрам опрометчиво причисляют пеплум. Что это такое - известно всем: костюмно-историческое масштабное зрелище, ориентированное в большинстве своем на античные сюжеты. К примеру, «Клеопатра», которая современникам кажется анахронизмом из 60-х, который способен вызвать лишь ностальгию у стариков.
Возрождение жанра
Причем фильмы жанра пеплум абсолютно противопоказаны для домашнего видеоэкрана. Грандиозные массовки на нем кажутся мало впечатляющими, а применяемая синерама значительно сужается на мониторе. Ко всему - неспешное повествование, свойственное масштабным постановкам, кажется откровенно скучным большинству поклонников современных action. Поэтому до недавнего времени зрительская аудитория начала забывать, что это такое - пеплум. Но в 2000 году Ридли Скотт снимает «Гладиатора». Культовому режиссеру удалось создать увлекательное и захватывающее зрелище, понравившееся современной публике. Так выяснилось, что у картин «меча и сандалии» есть приличный кассовый потенциал. Старомодная стилистика исторических суперколоссов, главенствующая еще два поколения назад, нашла своего зрителя. Картину по достоинству оценили умудренные жизненным опытом обыватели, посещавшие показы лучших фильмов-пеплумов ХХ столетия: «Десять заповедей» Сесила Блаунта Де Милля, «Бен Гур» Уильяма Уайлера, «Спартак» Стенли Кубрика, и та же «Клеопатра» Джозефа Лео Манкевича. А более юное поколение зрителей оценило долю иронии в отображении прошлого, ведь создателей не очень-то заботила историческая достоверность.
Укрепляя позиции
Мода на батальность и античность в 2004 году укрепилась благодаря выходу на широкий экран работ Оливера Стоуна «Александр» и Вольфганга Петерсена «Троя». Правда, стоит заметить, жанровый упор в названных проектах был сделан скорее на мифы, чем на реальные исторические события. Далее на территорию заповедного голливудского жанра вторгся кудесник Зак Снайдер. Он не стал особо распространяться о том, что такое пеплум, это право он оставил критикам, оценивающим его детище «300 спартанцев». Режиссер просто добился поставленной цели – создал впечатляющий мифологизированный манифест абсолютной верности долгу и запредельной храбрости.
Фильм олицетворяет сражение Добра и Зла, именно в таком контексте представляет зрителю войну греков и персов рассказчик Дилий. Проект Снайдера получился ярким, его до сих пор помнят и с удовольствием цитируют, хотя зачастую с иронией. А вышедший сиквел с подзаголовком «Расцвет империи», несмотря на то что окупился в прокате, скоро забылся.
Современные шедевры
В дальнейшем список фильмов-пеплумов 21 столетия пополнился лентами «Центурион» и «Война богов: Бессмертные». Первый срежиссировал Нил Маршалл, поведавший свое видение версии гибели Девятого Легиона. Проект получился в разы скромнее «Гладиатора», однако закрепил за создателем славу самого сурового режиссера Британии. Искать историческую достоверность, сложносочиненный сюжет или развитие персонажей в кино не стоит. Зато грязный, жестокий и энергичный экшн Маршалл обеспечил.
Фильм «Война богов: Бессмертные» Тарсема Сингха неоднократно сравнивался с «300 спартанцами», надо сказать не в пользу «Войны богов…». При этом кровавый пеплум с титанами, Олимпийскими богами и Микки Рурком позиционируется как образцовый представитель жанра, с пафосными речами и соответствующим антуражем.
Трансформация формата
И все же в прокат с каждым годом выходит все меньше и меньше пеплумов. Что это такое - знает лишь узкий круг поклонников. Создается впечатление, что поджанр выполнил свою миссию, утолив жажду зрителя на грандиозные зрелища из библейских и античных времен, уступили место научной фантастике, мрачным триллерам, пугающим хоррорам с впечатляющими компьютерными спецэффектами, каркаломными трюками и «клиповой» динамикой развития повествования. Сейчас пеплумы, изменив формат, покоряют телепространство, в котором бесконечная череда серий позволяет сохранять отдельные черты жанра, прежде столь популярного.