Корабли проекта 1135 занимают особое место в истории флота России. Они существенно отличались от своих предшественников, были изящными, вооруженными передовыми системами и средствами. В них внедрили все новаторские разработки того времени. СКР этого проекта являлись самыми ходовыми и почитаемыми у моряков.
История проектирования
Проект 1135 начал разрабатываться в период с 1964 по 1966 год. Руководство работами осуществляло Северное проектно-конструкторское бюро. Новому кораблю нарезался широкий спектр задач наряду с сопровождением конвоев через сложные районы, в которых ведутся боевые действия, решением задач по борьбе с подводными лодками противника и обеспечением противовоздушной обороны конвоев и соединений кораблей.
В связи с тем, что водоизмещение должно быть меньше по сравнению с проектами 1134 (большой противолодочный корабль), вертолеты на этих кораблях не предусматривались. Однако предполагалось оснастить их современными ракетными комплексами, способными поражать не только подводные лодки, но и надводные цели.
Начало проекта 1135 «Буревестник»
Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название - проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.
Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), Керчи (завод «Залив»), Ленинграде (завод «Северная верфь»). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.
Особенности СКР
Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.
Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.
Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.
Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.
СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.
Двигательная система - два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого - 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.
Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.
Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.
Стандартное вооружение проекта 1135
Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:
- Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони - 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
- Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй - в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса - 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
- Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
- Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
- Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
- 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.
Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.
Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР - стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания - 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.
Места постройки СКР
Строительство кораблей серии 1135 велось на трех заводах, а именно:
- Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (город Калининград) построил 8 кораблей за период с 1970 по 1975 год.
- Завод «Залив» (город Керчь) построил 7 кораблей за период с 1971 по 1981 год.
- Завод «Северная верфь» (город Ленинград) за период с 1976 по 1979 год построил 6 кораблей.
Первый из серии сторожевой корабль «Бдительный» принят на вооружение Балтийским флотом в декабре 1970 года.
В настоящее время в ВМФ РФ все корабли проекта 1135 выведены из эксплуатации. В строю остается только СКР «Ладный».
СКР для КГБ СССР
Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:
- обеспечение несения дозорной службы;
- выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
- борьба с контрабандой.
Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.
Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на заводе «Залив» и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.
Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».
Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».
Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие - ангар и площадка для вертолета Ка-27.
По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.
Сторожевой корабль проекта 1135: модификации
Корабли проекта 1135 в НАТО имели классификацию Krivak, а тип – фрегат.
Проект подвергался модернизациям, а именно:
- сторожевой корабль проекта 1135 — основа проекта;
- 1135М — глубокая модернизация проекта с увеличением водоизмещения до 3000 тонн;
- 1135.1 — пограничный сторожевой корабль;
- 1135.2 – модернизированный проект 1135М;
- 1135.3 — модернизированный проект 1135М с увеличением водоизмещения до 3150 тонн.
Современная история проекта
В период 1999-2013 гг. по проекту 1135.6 для военно-морских сил Индии построено 6 фрегатов «Тальвар».
С 2010 года в интересах ВМФ РФ реализуется программа по спуску на воду обновленного проекта 1135.6 (1135.7). Это глубокая модернизация сторожевого корабля проекта 1135. При его изготовлении применяются технологии малой заметности. Оснастка осуществлена на современной элементной базе. Вооружение - передовые и чрезвычайно эффективные системы.
В настоящее время ССЗ «Янтарь» имеет заказ на строительство 6 кораблей, а именно: сторожевой корабль «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», адмирал «Корнилов». Первые три введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии строительства и ходовых испытаний.
Из этой группы сторожевой корабль «Адмирал Эссен», базирующийся на Черном море, известен тем, что во время выполнения задач в Средиземном море неоднократно осуществлял пуски КР «Калибр» по боевикам ИГИЛ в Сирии.
Исторические факты
В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.
Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.
СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.