Язык представляет собой вербальную сокровищницу знаний нации. Он - средство передачи мысли, которое формулируется при помощи определенной структуры.
Современная лингвистика – это наука, которая рассматривает язык не как обособленный предмет, а в качестве участника познавательной человеческой деятельности. Изучением разума, ментальных состояний и процессов, мышления занимается когнитивизм. Данное направление исследует познание и знание, восприятие мира по ходу деятельности человека.
Когнитивная лингвистика основывается на методах познавательного характера. Изучение языка при этом осуществляется с использованием гуманитарных средств. В этом смысле противоположной является квантитативная лингвистика. Среди методов изучения в рамках этой дисциплины применяются количественные математические средства.
Когнитивная лингвистика сформировалась в результате взаимодействия ряда источников.
Первым является дисциплина, занимающаяся исследованием функционирования и устройства знаний человека. Называется эта наука когнитологией (или когитологией). Она явилась результатом развития такой инженерной отрасли, как искусственный интеллект.
Вторым источником стала познавательная психология. Следует отметить, что такое понятие, как "психологизм в языкознании", появился еще в 19-м веке в работах Вундта, Штейнталя и прочих. Когнитивная лингвистика переняла из психологии концептуальные и познавательные модели.
Язык является наиболее значимым звеном в процессе накопления и сохранения категоризованного опыта взаимоотношений человека с миром. В связи с этим его функционирование во многом основывается на психологических механизмах. При этом всякий опыт базируется на памяти и восприятии. Таким образом, исследование языка не представляется возможным без принятия во внимание отличительных черт перцептивных процессов, исследование которых осуществляется в рамках психологии.
Следует отметить, однако, что взаимоотношения лингвистов и психологов наталкивались на определенные преграды. Главным образом это связано с разительными отличиями в методологии двух гуманитарных дисциплин (психологии и лингвистики).
Известно, что языкознание в течение всего периода своего развития обогащалось за счет психологии трижды. Так, к концу 19-го века возник младограмматизм. В середине 20-го столетия сформировалась психолингвистика, а к концу 20-го века появилась когнитивная лингвистика. Стоит отметить, что все эти дисциплины имеют свои особенности.
Дополнительные сложности при взаимодействии языкознания и психологии возникли в связи с устоявшимся мнением о том, что любое изучение, которое обращается к ментальным категориям, имеет отношение исключительно к сфере психологии. Другими словами, взаимодействия с прочими дисциплинами не требуется. В связи с этим когнитивная лингвистика в большей степени связана с деятелями, не имеющими психологическое (или психолингвистическое) прошлое (исключением являются Слобин и Рош). Но многие идеи (например, из гештальтпсихологии) оказали значительное влияние на развитие познавательного языкознания.
Когнитивная лингвистика формировалась и под воздействием семантики. Некоторые исследователи рассматривают познавательное языкознание как "сверхглубинную семантику" и как естественное развитие семантических идей. Однако указанная констатация недостаточна. Прежде всего, это связано с тем, что многие понятия, которые способна выводить когнитивная лингвистика, могут применяться не только к семантике, но и к прочим языковым дисциплинам. Так, например, определение "прототип" может использоваться и в диалектологии, и в морфологии, и в фонологии.