Узбекская железная дорога (УТИ): история, современное состояние и общая протяженность. Карта железных дорог Узбекистана

По общей длине сети железных дорог Узбекистан занимает 37-е место в мире. Довольно неплохой показатель, особенно если учесть, в каких природно-климатических и ландшафтных условиях находится государство. В этой статье мы подробно расскажем вам об истории, современном состоянии и подвижном составе узбекской железной дороги.

Немного истории

Рельсы и шпалы пришли в Среднюю Азию относительно поздно – лишь в 1880-х годах. Все начиналось с Закаспийской железной дороги, три четверти которой нынче расположены в соседнем Туркменистане. Ветка имела важное военно-стратегическое значение для Российской империи, а на местных жителей это инженерное чудо производило неизгладимое впечатление.

Первый поезд въехал на территорию современного Узбекистана в 1888 году (со стороны Туркменабада). В столицу железная дорога пришла гораздо позже – в 1899 году. В начале ХХ века начинается строительство Оренбургско-Ташкентской магистрали, однако большая ее часть сегодня проходит по просторам Казахстана.

В период СССР существовала единая Среднеазиатская железная дорога, которая соединяла в себе сети всех центральноазиатских республик. При этом ее управление располагалось именно в Ташкенте. В послевоенные годы узбекская железная дорога пополнилась рядом новых магистралей: Салар – Барраж, Чарджоу – Кунград, Джизак – Мехнат, Нукус – Чимбай и других. В 70-х годах началась активная электрификация железнодорожных путей.

Узбекская железная дорога: современное состояние

Железнодорожная сеть страны (местное название – «Узбекистон Темир Йуллари», сокращенно – УТИ) входит в число самых активно строящихся на постсоветском пространстве. Судите сами: почти 17 % ее длины было построено уже во времена независимости государства.

узбекская железная дорога протяженность

Общая протяженность узбекской железной дороги составляет около 7000 километров. По этому показателю, к слову, Узбекистан опережают лишь четыре страны бывшего СССР. Это Беларусь, Россия, Украина и Казахстан. Электрифицировано в Узбекистане порядка 1600 километров железнодорожных путей, что тоже является довольно неплохим показателем.

Таким образом, Узбекистан вполне себе можно считать полноценным железнодорожным государством. Более того, в отличие от многих других постсоветских стран, узбекская железная дорога продолжает развиваться и в наши дни. Так, в 2017 году было завершено строительство железнодорожной магистрали от Бухары до Мискина. К концу 2018 года планируется закончить линию, соединяющую город Китаб с Ташкентом. Обновление путей и закупка современных электровозов позволяет составам развивать скорость до 150 км/час.

Какие маршруты узбекской железной дороги самые популярные и востребованные? Какие населенные пункты являются главными железнодорожными узлами страны? Об этом читайте далее.

Узбекская железная дорога: маршруты и основные узлы

Более чем столетие железные дороги Центральной Азии развивались как единая система. Вначале – в границах Российской империи, а затем – в составе Советского Союза. С распадом последнего, в начале 1990-х годов, оказалось, что некоторые маршруты теперь пролегают через территории других стран, в частности Туркменистана и Таджикистана. Это создало массу проблем для транспортной инфраструктуры молодого государства.

узбекская железная дорога маршруты

Сегодня сеть железных дорог покрывает почти все густонаселенные регионы страны. Самый насыщенный пассажиропоток наблюдается на отрезке, соединяющем Ташкент и Самарканд. Не менее популярные маршруты: Ташкент – Бухара и Бухара – Самарканд. Есть рейсы, курсирующие из Ташкента в Москву и Саратов.

Крупнейшие железнодорожные узлы Узбекистана – Ташкент, Андижан, Самарканд, Джизак, Навои, Термез, Карши и Нукус. Составить более детально представление о железнодорожной системе этой страны вам поможет карта.

узбекистан карта железных дорог

Подвижной состав

УТИ обладает разнообразным и относительно приличным парком пассажирских поездов. Ежедневно они совершают десятки рейсов, соединяя между собой крупнейшие города республики. Давайте перечислим основные:

  • «Афросиаб» – высокоскоростные поезда испанского производства в количестве шести штук. Развивают скорость до 230 км/час (на отдельных участках). Курсируют по маршрутам Ташкент – Бухара и Ташкент – Самарканд – Карши.
  • «Шарк» – фирменный экспресс, соединяющий древнейшие города Узбекистана – Ташкент, Самарканд и Бухару. Развивает скорость до 160 км/час.
  • «Насаф» – фирменный электропоезд, курсирующий с 2007 года по маршруту Ташкент – Китаб. Один состав рассчитан на 252 пассажира.
  • Ночные поезда – соединяют столицу и наиболее удаленные от нее города страны (Термез, Ургенч, Нукус и другие). Все вагоны в таких поездах оснащены кроватями. Скорость движения небольшая – не более 140 км/час.
  • «Афсона» – новый туристический поезд, существующий с 2013 года. Его главная цель – соединить южные и северные регионы страны, способствуя развитию внутреннего туризма. Однако курсирует он не регулярно, а по предварительному запросу.
узбекская железная дорога фото

Важно отметить, что железнодорожный транспорт в Узбекистане – достаточно дорогое удовольствие. Одна поездка на поезде обойдется в этой стране гораздо дороже, чем на автобусе. Узбекские вагоны преимущественно старые и не очень чистые. Пассажирам доступны вагоны разного класса: купе, плацкарт и СВ. Кондиционеры есть только в последних. В узбекских поездах широко распространена практика безбилетного проезда «зайцем».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.