Людмила Дмитриева - известная отечественная актриса театра и кино. В 2011 году она была удостоена звания Народной артистки Российской Федерации. Роль, благодаря которой актрису знают, помнят и любят тысячи жителей, - это эксцентричная и странноватая Сюзанна Бриссар из комедии Аллы Суриковой "Ищите женщину". В этой статье будет представлена творческая биография актрисы Людмилы Дмитриевой, личная жизнь и самые популярные роли.
Ранние годы
Людмила Дмитриева родилась в Москве. Она появилась на свет в 1947 году. Среди ее родных не было артистов, что не помешало героине нашей статьи с самого детства мечтать о покорении сцены. В выпускном классе она поделилась своими планами с матерью, заявив, что планирует поступить в театральный вуз, однако та отнеслась к этой идее достаточно скептически. Она посоветовала дочери сначала получить "нормальную" профессию, а уже потом, если она еще этого захочет, податься в артистки.
Людмила Дмитриева не посмела ослушаться мать, поступив после школы на вечернее отделение Текстильного института. Параллельно она начала работать в проектном научно-исследовательском институте.
Актерское образование
Все это время, получая фактически технические специальности, девушка не переставала мечтать о том, что когда-нибудь станет актрисой. В результате судьба повернулась к ней лицом, предоставив такой шанс.
Все началось с малого: при текстильном институте работала театральная студия, которой руководил артист театра Советской армии Леонид Персиянинов. Будучи студенткой третьего курса, Людмила Дмитриева решилась испытать свое счастье. Опытный Леонид Николаевич сразу предложил ей прочитать на выбор любой отрывок из какого-нибудь художественного произведения, чтобы оценить ее данные. Выбор героини нашей статьи пал на монолог Катерины из пьесы Островского "Гроза". Она читала так проникновенно, что в конце даже расплакалась, а Персиянов расчувствовался и сразу пригласил будущую актрису заниматься в своей студии.
После окончания текстильного института Дмитриева поступила в школу-студию МХАТ. Готовиться к непростым вступительным экзаменам ей помогал будущий супруг Борис Ардов, который к тому времени играл в театре с Персияновым. Он приносил девушке все необходимые учебники и рабочие материалы, подбирал для нее самые удачные отрывки для презентации, разучивал их, учил декламировать басни.
В 1975 году Дмитриева получила диплом об окончании вуза. Сразу после этого ее приняли в труппу МХАТа, приглашение туда она получила, когда училась еще на последнем курсе. На молодую актрису обратили внимание, ждали, когда она окончит вуз и полностью посвятит себя работе на сцене.
Карьера в театре
Актриса Людмила Дмитриева дебютировала на сцене театра еще на предпоследнем курсе школы-студии МХАТ. Ее пригласил художественный руководитель Олег Ефремов, сразу предложив главную роль в новом спектакле.
К 1990 году она исполнила в театре более 20 ролей. Среди самых ярких образов, которые актриса создавала на сцене в разные годы, можно вспомнить Любу в спектакле "Последние" по роману Максима Горького, невесту в пьесе "Тамада" в постановке Камы Гинкаса. В спектакле Романа Виктюка "Муж и жена снимут комнату" Дмитриева исполнила роль Гали.
Есть в ее копилке и главная роль в постановке самого Олега Ефремова, спектакль назывался "Нина". Стоит отметить, что практически каждая театральная работа Людмилы сразу запоминалась зрителям и критикам, она поражала яркими образами и мастерским перевоплощением. Фото Людмилы Дмитриевой регулярно появлялось на страницах театральных журналов. Опытные критики отмечали, что она органично смотрелась во всех без исключения амплуа: и легкомысленной горничной Саши в "Дачниках", и одухотворенной Тиль-Тиль в "Синей птице" по мотивам сказки Метерлинка, и коварной Софи Карамзиной в "Медной бабушке".
Дмитриева заняла достойное место в звездной труппе театра. Однако, проработав на сцене полтора десятилетия, была вынуждена уйти из-за разногласий, которые у нее возникли с Олегом Ефремовым. Художественный руководитель всегда отличался непростым характером.
В проекте Калягина
Вскоре после прощания с труппой Ефремова в биографии Людмилы Дмитриевой произошли кардинальные перемены. В свой театральный проект под названием Et Cetera ее пригласил Александр Калягин. С 1993 году Людмила стала одной из ведущих актрис, ей стали доверять главные роли самого разного формата - от драматических образов до комедийных.
Например, в "Дяде Ване" по пьесе Чехова она блестяще справилась с ролью возрастной Марии Войницкой. Как признавалась сама Дмитриева, на премьеру даже пришел ее бывший наставник Ефремов, который высоко оценил проделанную работу.
После этого героиня нашей статьи появилась в спектаклях "Старый друг лучше новых двух", "Лекарь поневоле", "Тайна тетушки Мэлкин". Характерные и яркие образы она создавала в постановках Мольера, Шекспира, Островского, Вампилова. Именно благодаря этим работам актриса стала такой знаменитой и успешной. В 1998 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации, а в 2011 году - Народной.
Немало спектаклей с ее участие в театре Et Cetera шли на протяжении нескольких лет. Например, постановка "Конкурс", по мотивам одноименного произведения Александра Галина, в которой у Людмилы главная роль, около десяти лет продержалась на сцене, постоянно сопровождаясь аншлагами.
С успехом шла и постановка "Люсьет Готье, или Стреляй сразу!" с ее участием. Это пьеса по одноименной комедии Жоржа Фейдо. В этот раз героиня нашей статьи перевоплотилась на сцене в баронессу Дюверже. Критики и поклонники сцены отмечали, что актриса играла с удивительной легкостью, поражая окружающих завидной эксцентричностью. Полюбили зрители ее и за роль Мавруши в трагикомедии "Смерть Тарелкина", за образ дожа в "Шейлоке" Роберта Стуруа. В приму театральной сцены она превратилась благодаря трагикомическим и драматическим образам, легкости, с которой перевоплощалась в самых разных персонажей.
Дебют на большом экране
Значительные перемены в творческой биографии актрисы Людмилы Дмитриевой произошли после того, как она начала играть в кино. Сама героиня нашей статьи отмечала, что на съемочной площадке чувствовала себя так же органично, как и на театральной сцене. Но приоритетным в ее работе все же оставался театр. Однако Дмитриева прекрасно понимала, что без ролей в кино не завоюет популярности в массах, поэтому охотно соглашалась играть в различных лентах.
Ее дебютной работой стала небольшая роль в психологической драме Ильи Авербаха "Чужие письма", которая вышла на экраны в 1975 году. Следующим фильмом Людмилы Дмитриевой стала мелодрама "Сентиментальный роман", в которой главные роли исполнили Елена Коренева и Елена Проклова. Также ей пришлось работать рядом с Владимиром Басовым, Людмилой Гурченко, Олегом Янковским, Николаем Караченцевым. Это сотрудничество многое дало ей в плане творческого и профессионального развития.
В главной роли
В 1977 году Дмитриева появляется в фильме-сказке "Кольца Альманзора", а в приключенческой мелодраме "Возьми меня с собой" впервые в своей карьере играет главную роль.
Настоящая слава к ней приходит в 1982 году после появления на экранах комедии Аллы Суриковой под названием "Ищите женщину". Режиссер этой картины на протяжении длительного времени никак не могла найти актрису, которая бы подошла под типаж "церковной крысы", а вот основной состав был подобран уже давно. Так что Дмитриева стала для Суриковой настоящей находкой.
"Ищите женщину"
"Ищите женщину" - детективная комедия по мотивам пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла "Миссис Пайпер ведет следствие". Эта история начинается в канун Нового года в Париже, когда нотариус Роше, которого играет Сергей Юрский, отправляет сотрудников по домам, а его телефонистка Алиса Постик (актриса Софико Чиаурели), которая задерживается на работе, становится свидетельницей того, как хозяин с ножом в спине падает на стол. Однако, когда приезжает полиция, тело не находят, и телефонистке теперь грозит две недели заключения за ложный звонок.
Дмитриева в этой ленте исполнила роль Сюзанны Бриссар, личного секретаря Роше, которая в 34 года превратилась в "сухарь в шляпе". Она – старая дева, которая без взаимности платонически влюблена в своего босса. При этом пуглива, угрюма, утверждает, что страдает сердечным недугом.
Роли второго плана
Правда, после этого главных ролей Людмиле практически не предлагали, что не могло ее не расстраивать. Так продолжалось до конца 1990-х годов, пока ей не достался образ учительницы русского языка и литературы в комедийном сериале "Кафе Клубничка".
В 2000-е годы Дмитриева стала часто сниматься в сериалах. Например, ее можно увидеть в отдельных сериях "Ворониных", "Кремлевских курсантов", "Методе Лавровой". В 2013 году ей досталась яркая и запоминающаяся роль в историческим сериале "Тайны института благородных девиц".
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Людмилы Дмитриевой сложилась успешно. Со своим супругом Борисом Ардовым она познакомилась, когда училась в театральной студии Текстильного вуза. Юношеская увлеченность переросла в страстный роман, который закончился браком. Для Ардова этот брак стал вторым, он расстался с Мирой, вышедшей замуж за Игоря Старыгина. При этом они поддерживали между собой дружеские отношения, которые установились и между Мирой и Людмилой.
Героиня нашей статьи поселилась на Ордынке, в самом центре Москвы. Она жила в квартире свекрови, в которой любили останавливаться хорошо их знавшие Фаина Раневская и Анна Ахмадулина. Частым гостем был Алексей Баталов с супругой Гитаной, который был единоутробным братом ее мужа.
Вообще, первая жена Ардова сыграла большую роль в устройстве личной жизни Людмилы Дмитриевой. Например, она одолжила ей белый костюм на свадьбу, а затем убедила рожать дочь Машу. Но все ее усилия оказались напрасны, брак с излишне любвеобильным Ардовым оказался недолгим. Через три годы у него начался роман с Ольгой Розовской, после чего супруги расстались.
Второй брак
Во второй раз женщина вышла замуж за художника-декоратора Юрия Сенчишина. Личная жизнь актрисы Людмилы Дмитриевой в этом браке оказалась намного удачливее, вместе супруги остаются до сих пор.
В 1988 году у них родился сын Алексей.
Деятельность в последние годы
Сейчас Дмитриевой 71 год, но она не оставляет театральную сцену. В театре Калягина до сих пор играет в пьесе "Компаньоны", премьера которой состоялась около десяти лет назад. С ней в дуэте выступает Виктор Вержбицкий.
А в 2017 году на экраны вышла фантастическая мелодрама "Грааль", в которой Людмила исполнила роль второго плана.