Моральная составляющая личности человека не присутствует сама по себе. Эти качества нужно воспитывать, причем лучше всего с детства. Усваивая с ранних лет, «что такое хорошо, а что такое плохо», малыш по мере взросления уже может сам делать выводы о поступках своих и чужих, давая им положительную или отрицательную оценку. Однако в случае неадекватного восприятия реальности человек может не видеть грани между нравственными и безнравственными поступками, более того, он меняет их местами.
Нормы морали – понятие субъективное. Имеет значение эпоха, государственный режим, религия. Окидывая беглым взглядом историю человечества, можно увидеть, что когда-то считалось нормой то, что сейчас неприемлемо в цивилизованном обществе, например, инквизиция, телесные наказания и рабовладение. И в то же время, в настоящее время в России отмечается падение морали по сравнению с эпохой советского периода. Нередко получается, что в попытке навязать народу определенные моральные нормы, государство само их нарушает, а впоследствии общество, вырвавшись из-под нравственного гнета, пускается «во все тяжкие».
Сознательных граждан призывают развивать в себе и в детях такие
моральные ценности, как сострадание, доброта, совесть, долг, ответственность,
самоотверженность. К сожалению, при столкновении с жестокой реальностью многие люди со временем эти качества утрачивают.
Если нормы морали – это внутренний регулятор поведения, то нормы права воздействуют на общество извне, накладывая на нарушителей определенные санкции. Как правило, правовые нормы документально зафиксированы. В нормах права провозглашается воля народа, контроль их соблюдения берет на себя государство, оно же устанавливает наказание и исполняет его.
Соотношение норм права и норм морали проявляется как в общих чертах, так и в различиях. Их объединяет нацеленность на совершенствование общества путем регулирования общественных отношений. Отличия заключаются в том, что правовые нормы регулируются государством, а моральные нормы, во-первых, не закреплены документально, во-вторых, они опираются не на власть закона, а на силу общественного порицания. Нарушение моральных норм не карается законом, однако оно может вызвать осуждение окружающих людей, а также общества в целом, и кроме того, вызвать агрессию со стороны окружения. Также нормы
морали шире по зоне своего действия, ведь ни в одном правовом акте не
прописаны такие понятия, как честность, целомудрие, преданность, любовь к ближнему.
Здесь нужно еще упомянуть такое общественное явление, как религиозные
нормы. Ведь они являются источником нравственных и духовных ценностей. В
зависимости от вероисповедания, человек является приверженцем тех или иных
норм, однако в странах, где религия занимает ведущее место, соблюдение
священных предписаний необходимо, тогда как в нерелигиозных государствах они
носят лишь рекомендательный характер. Нормы морали, или заповеди являются руководством к действию для высокорелигиозных людей, тогда как далекие от веры люди могут вовсе не обращать на них внимания, за исключением заповедей, которые перекликаются с нормами права, например, «не убей» или «не укради».
Ситуацию в современном обществе многие называют «деградацией» и
призывают людей к духовному совершенствованию. Однако, как уже говорилось выше, история развивается по спирали, поэтому вряд ли можно назвать современную молодежь потерянным поколением. Конечно, моральный облик человека зависит от него самого и его окружения, но все-таки и государство должно участвовать в нравственном возрождении общества, однако сейчас это происходит лишь на словах.
Хочется верить, что нормы морали окажутся сильнее современных веяний, пропагандируемых с экранов телевизора и с интернет-страниц.