С появлением цифровой аудиозаписи магнитофонная кассета, как и ее сородичи (дискеты с виниловыми пластинками), довольно скоро превратилась в стильные картинки, утратив свое первоначально значение. Не будем же списывать ее со счетов и узнаем, из чего ее делали и как она работает. А также рассмотрим, что можно сделать из старых кассет, отживших свое.
Что такое магнитофонная кассета и "с чем ее едят"
В советских магазинах данное чудо техники именовалось МК. Многие отечественные потребители иронизировали над примитивностью названия. Ведь оно расшифровывалось как "магнитофонная кассета". На самом же деле МК было честно содрано с оригинального английского Music Cassette.
Кстати, привычное нам словосочетание "магнитофонная кассета" не совсем корректно. Данный носитель информации (используемый для записи звука) широко применялся не только в магнитофонах, но и в диктофонах, автоответчиках, а также компьютерах. Поэтому официальное название девайса - "компакт-кассета" (Compact Cassette). Реже используется термин "аудиокассета".
В свое время данный носитель стал прорывом в сфере аудиозаписи. Ведь МК были маленькими и удобными в обращении, в то время как пластинки и бобины занимали много места и легко выходили из строя.
В период с 70-х по 90-е годы ХХ в. именно кассеты были самым популярным средством для записи и прослушивания музыки во всем мире. Благодаря им размеры проигрывателей значительно уменьшились, и они стали переносными. Также именно им мы должны быть благодарны за появление персональных музыкальных плееров.
Описание магнитофонной кассеты
На пике популярности МК более сотни компаний занимались ее производством. Несмотря на это, все они придерживались единого стандарта. Это гарантировало универсальность применения компакт-кассеты. Покупая ее в Японии, можно было быть уверенным, что она будет работать и на немецком, и на советском, и на американском магнитофоне или плеере.
Давайте рассмотрим, из чего же состояла типичная МК.
Все ее детали были заключены в защитный пластиковый корпус. Его габариты как раз и представляют собой типичный размер магнитофонной кассеты. Он равен: 100,4 х 63,8 х 12 мм.
В дешевых МК эта деталь была цельной. Это не позволяло ее ремонтировать и разбирать. У более дорогих он состоял из половинок, скрученных крохотными винтиками (4 или 5 шт.).
Что касается цвета корпуса, то изначально он был цветным. Позже МК стали делать из менее прочного прозрачного пластика. Это было связано не только с его более дешевой стоимостью, но и с тем, что он позволял видеть, что происходит внутри кассеты.
Внутри Music Cassette размещены 2 миниатюрные бобины диаметром 2-2,2 см каждая. На них закреплены концы магнитной ленты. Каждая середина такого сердечника имеет отверстие с 6 зубцами. Именно они позволяют валам лентопротяжного механизма проигрывателя управлять кассетой.
Если лента полностью намотана на одну из бобин, диаметр круга составляет 5,2 см.
В обоих нижних углах МК находится по крохотному направляющему ролику. При движении ленты именно они задают ее положение строго по оси корпуса.
Внизу по центру размещен магнитный экран и прижимная пружина с подушечкой из фетра. Она нужна для того, чтобы лента как можно плотнее прижималась к магнитной головке, но при этом не травмировалась. Также она очищает пленку от возможной пыли.
На корпусе МК расположено несколько технических отверстий, куда входят элементы лентопротяжного механизма воспроизводящего прибора. К примеру, это 2 симметричных круглых отверстия внизу, недалеко от прижимной пружины. Или окружающие ее две прямоугольные прорези для стирающей головки (в случае перезаписи кассеты).
Помимо этого, у более поздних моделей МК сверху были специальные прорези, которые "помогали" магнитофону "определять" тип применяемой пленки автоматически.
Особенности пленки в МК
Сердцем любой кассеты и одновременно ее памятью является магнитная лента. На нее записывается или перезаписывается вся информация. Для этого используются 2 дорожки (моно) или 4 (стерео).
Стандартная скорость движения пленки - 4,76 см/с. В более поздних двухкассетных магнитофонах появилась возможность переписывать с одной МК на другую в ускоренном режиме: 9,53 см/с.
Как и в бобинах, кассетная лента создана на основе полимерной пленки, покрытой слоем из порошка магнитных металлов или их оксидов.
В первых кассетах они покрывались Fe2O3. Однако качество записи и воспроизведения МК такого типа значительно уступало пленке на основе CrO2. В дальнейшем компания SONY разработала технологию производства двухслойной ленты с оксидами и хрома, и железа. Она лучше передавала записанное, но при этом была более капризной пленка, покрытая металлическим порошком.
Каждый из вышеупомянутых видов покрытия имел свой цвет и сферу применения.
- Коричневый - это Type I на основе Fe2O3.
- Черный - так называемый Metal Type IV.
- Темно-синий на основе CrO2 - Type II.
- Type III - смешанная пленка. Коричневая с одной стороны и темно-синяя - с другой.
- Встречается и белая лента в кассетах. Это ракорд. То есть пленка, не содержащая ферромагнитного покрытия, а значит, и записи. Кроме белого, ракорд может быть прозрачным или с красными метками для автостопа.
Несмотря на разницу в покрытии, лента МК имеет одинаковую ширину - 3,81 мм.
Стандартом толщины пленки являются 18 мкм и 27 мкм. В первом случае лента рассчитана на 90 минут работы. Во втором - на час. Эти разновидности были наиболее используемыми. Хотя в разное время появлялись МК как на 10 минут, так и на 240. Однако пленки больше 90 минут были слишком тонкими и ненадежными.
Компакт-кассета для диктофона
Как уже было сказано выше, классическая МК имеет параметры 100,4 х 63,8 х 12 мм. Специально для диктофонов и автоответчиков была разработана так называемая микрокассета (ММК). Ее габариты вдвое скромнее, нежели у традиционной МК: 50 х 33 х 7 мм.
Хотя принцип работы у магнитофонной кассеты и у ММК аналогичный, внутреннее устройство отличается не только размерами.
- У диктофонного носителя двойной набор пружин и фетровых подушечек.
- Метраж ленты не 90 минут, а полчаса или час.
- Скорость движения пленки: 2,38 см/с.
- Для экономии пространства в ММК может не быть ракорда.
- В отличие от обычных кассет, у таких нет сквозного канала, и размещение прижимного ролика и головок несколько нестандартное.
Несмотря на меньшую популярность и узкую специфику применения, микрокассеты стоили дороже обычных.
Принцип работы МС
Разобравшись с устройством МК, стоит узнать, как же она функционирует. В основе всего лежит принцип магнитной записи.
Пленка в кассете покрывается ферромагнитым составом (на основе Fe2O3 или CrO2). При ее протягивании перед электромагнитом (который получает питание усиленными токами, выработанными микрофоном) в металлических частичках происходят изменения в намагничивании (соответствуют тем колебаниям тока, которые были вызваны звуком). Таким образом, на ленту заносятся данные, то есть происходит запись. Теоретически это может быть не только звук, но и видео, и другая информация.
Ее воспроизведение происходит посредством протягивания ленты через аналогичный магнит в магнитофоне или плеере. Только на этот раз он "считывает" образованный частичками "рисунок" и трансформирует его в звук. А через усилитель и громкоговоритель подает в динамики.
Как видно, все гениальное просто. Однако, чтобы дойти до этого, кассете пришлось пройти немало преобразований.
Краткая история МК
"Мамой" магнитофонных кассет (фото ниже) можно считать бобины с магнитной лентой, а "бабушкой" - грампластинки. Целью изобретения всех этих устройств было стремление человечества сохранить в вечности музыку или другие звуки. Однако на граммофонные пластинки (появились еще в ХІХ в.) не получалось сделать длинную запись. Бобины же были громоздки и требовали постоянной перестановки местами.
В начале 30-х гг. ХХ в. возникла идея совместить подающую и принимающую катушки магнитофона в одном футляре. Первые эксперименты такого рода проводились в предвоенной Германии. Уже в 1935-1936 гг. была сконструирована первая компакт-кассета. Правда, работала она на проволоке. Начало Второй мировой войны приостановило развитие этой технологии.
После войны, в начале 50-х, фирма Loewe Optaphon выпустила первый в мире магнитофон, использующий именно кассетный формат, в котором пленка была закольцована. Это изобретение дало стимул для развития данной технологии. На протяжении всего десятилетия вышло несколько вариаций компакт-кассеты.
Новой вехой в истории МК является кассета американской компании RCA. Она больше всего была похожа на известный сегодня носитель. Главным отличием стали размеры: 197 × 127 × 13 мм. Несмотря на это, она позволяла записывать и воспроизводить аудио всего на протяжении часа (по 30 минут с каждой стороны) при скорости 9,53 см/с.
В ближайшие несколько лет на базе этой разработки возник формат из четырех дорожек, а позже из восьми. Такие МК широко использовались только в США до появления компакт-кассеты.
1963 г. стал знаковым. Именно тогда голландская компания Philips создала первую в мире полноценную магнитофонную кассету. Из-за ее скромного размера она получила название Compact Cassette, которое и закрепилось за данным товаром.
Опасаясь, что конкуренты фирмы слегка усовершенствуют их изобретение и вытеснят его с рынка, руководство Philips не стало патентовать технологию и разрешило всем использовать ее. Вскоре кассеты а-ля "Филипс" стали производить и другие компании во всем мире. Они быстро вытеснили все другие разработки в данной сфере.
Кстати, технология производства магнитофонной кассеты в СССР также была "позаимствована" у голландцев. Правда, с массой недочетов. По свидетельствам очевидцев, стремясь обеспечить нужды всех жителей страны, МК делались худшего качества, чем зарубежные аналоги. Доходило до того, что на производстве даже не успевали закрутить все болты на кассете. Кроме того, материалы, из которых производили пленку, были самого низкого качества, из-за чего магнитофоны часто зажевывали ее. А после нескольких перезаписей она и вовсе выходила из строя. Поэтому, несмотря на то что магнитофонные кассеты (фото в статье) таких производителей, как Sony, Philips, TDK, Denon, Agfa, BASF, стоили в 2 раза дороже (по сравнению с советскими), покупатели старались пользоваться именно ими.
Следующим этапом эволюции МК стало изобретение магнитной ленты для них на основе CrO2. Благодаря этому качество записи стало лучше. Теперь компакт-кассеты смогли вытеснить с рынка бобины (которыми продолжали пользоваться в основном только при студийной записи).
Невероятная доступность и легкость в обращении этих носителей привела к зарождению и развитию пиратства по отношению к авторским правам музыкантов. Покупка чистых МК и копирование с других обходилось значительно дешевле, чем приобретение готовых магнитофонных кассет с записями исполнителей. В СССР (где не существовало авторского права) эта проблема не фигурировала. Зато появление этих девайсов стимулировало развитие рок-музыки, которую официальная цензура не очень приветствовала.
Пика своей популярности компакт-кассеты достигли в 1985-1990 гг. Именно в этот период было произведено и продано самое большое их количество.
В первую пятилетку 90-х МК продолжали держать позиции. Однако с 1996 г. их стали активно теснить компакт-диски. В отличие от кассет, на них помещалось больше информации, и они не требовали перемотки.
В период 1996-2000 гг. эти носители сосуществовали. Хотя кассеты по многим параметрам проигрывали дискам, не у всех еще были аппараты для считывания последних. Да и себестоимость их производства была выше, чем у МК.
С приходом нового тысячелетия и цифровой эпохи кассеты были вытеснены с рынка практически полностью.
Компакт-кассеты сегодня
Хотя данный носитель является устаревшим, его продолжают производить. В большинстве случаев - для поклонников ретро. Хотя чаще всплеск интереса к МК связан с модными веяниями.
К примеру, в 2014 г. на экраны вышел кинофильм от "Марвел" - "Стражи Галактики". Один из главных героев, ностальгируя о прошлом, слушал музыку на плеере Sony Walkman. Стремление зрителей подражать ему привело к тому, что в том же году было куплено 10 миллионов кассет, и спрос на них в США продолжает расти уже который год.
Примечательно, что в 2017 г. вышло долгожданное продолжение ленты "Стражи Галактики 2", в котором отец главного героя сломал его раритетный плеер. Будем надеяться, что это не очень повредит продажам компакт-кассет.
Сфера применения МК
С самого момента своего возникновения, аудиокассеты уступали граммофонным пластинкам и бобинам. Практически с самого момента своего появления они позиционировались как товар для массового употребления. Дело в том, что качество воспроизведения записи у пластинок и бобин всегда было значительно выше, чем у МК (как и у современных цифровых дисков). Из-за этого профессионалы с ними редко работали.
Итак, где же использовались эти носители информации. Помимо магнитофонов и плееров, МК часто слушали в машинах вместо привычного радио. Кстати, когда кассетная технология была еще в процессе доработки, под них уже изготавливались магнитолы.
Если в СССР диктофоны были не особо распространены (по сравнению с магнитофонами), то в других развитых странах их применяли более чем широко. Вплоть до появления диктофонного формата практически половина всех производимых МК использовалась в устройствах для записи речи. Их применяли секретари, журналисты, бизнесмены, писатели и, конечно же, шпионы (куда без них).
Рассматривая сферы применения МК, стоит обратить внимание на еще один прибор, знакомый большинству гражданам СССР только по фильмам. Это автоответчик. Для записи сообщения на нем применялись все те же компакт-кассеты.
МК вместо дискеты
На заре появления персональных компьютеров перед производителями встал вопрос: что использовать в качестве носителя? Технология дискет была еще сырой, а перфокарт - устарела. Решением стали магнитофонные кассеты. Они (как и приводы для их считывания) стоили гораздо дешевле, чем гибкие диски и атрибуты к ним.
Уже к концу 70-х гг. домашние ПК записывали данные на кассеты. Изначально в них были встроены ниши для МК. Позже технологию упростили. Теперь к компьютеру подключался магнитофон, который и производил запись/считывание необходимых данных.
Для выходцев из СССР такой способ применения кассет стал доступен лишь в 80-х. В этот период советская промышленность порадовала своих граждан ПК "Компаньон". Его дизайн и устройство было честно украдено у британского собрата ZX Spectrum.
Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве семей, обладающих "Компаньоном", его использовали не столько для работы, сколько для развлечения. И по сей день у многих пылятся в комодах старые игры на магнитофонных кассетах. А в конце 80-х и даже начале 90-х для школьников они были пределом мечтаний. Как видеомагнитофон или плеер.
Поделки из МК
В отличие от европейских стран и США, на просторах бывшего СССР столь повальной ностальгии по этому носителю не наблюдается. Наоборот. Те, у кого в закромах еще остались старые магнитофонные кассеты, не знают, куда деть это "счастье". Поэтому они и придумывают самые что ни на есть невообразимые способы их применения.
Из корпусов делают кошельки, сумочки, светильники, мебель, картины и даже плееры. Как ни странно, но одни из самых популярных поделок из старых магнитофонных кассет - шкатулки. Причем делают их не только из корпусов нескольких МК, но и вяжут из самой магнитной ленты.
Такие шкатулки из старых магнитофонных кассет и поделки другого рода весьма популярны. Их изготавливают не только для себя, но и на продажу. Практически в любой стране мира на специализированных сайтах можно приобрести как изделия из МК, так и практически любую магнитофонную кассету. Crafta.ua (Украина), "Ярмарка мастеров" (РФ), Amazon (США) и т. п. - это лишь скромный перечень ресурсов, где продаются подобные творения.
Так что если вы являетесь счастливым обладателем нескольких таких носителей в хорошем состоянии, можете их продать или сделать что-то красивое.
Не существует единого способа, как применить магнитофонные кассеты, чтобы из них вышел толк или хотя бы отбить потраченные на них когда-то деньги. В любом случае следует довериться собственной фантазии. А она редко подводит. А коль ничего не приходит на ум, можно положить их обратно в комод и ждать прихода популярности на сей девайс и к нам.