Одним из наиболее активных сторонников внедрения общежительных уставов в жизнь российских обителей был выдающийся религиозный деятель XIV века митрополит Алексий. Именно с его именем связано создание в Москве Алексеевского женского монастыря, прошедшего трудный путь испытаний, но входящего сегодня в число ведущих духовных центров страны, как и прежде. Остановимся подробнее на его истории.
Обитель, построенная среди лугов и полей
Как свидетельствует летопись, Алексеевский женский монастырь (г. Москва) был основан в 1360 году по просьбе родных сестер митрополита Алексия – Иулиании и Евпраксии, которые впоследствии сами стали его инокинями. Название обитель получила в честь святого Алексия Человека Божия, считавшегося небесным покровителем ее основателя.
Место для монастыря было выбрано тихое и по тем временам уединенное. Он размещался в пойме Москвы-реки, недалеко от села Семчинского, в окружении обширных лугов и покосов. Первыми монастырскими постройками стали: деревянный храм Человека Божия Алексия и такая же, срубленная из свежих сосновых бревен церковь, посвященная зачатию праведной Анны. По воле митрополита, в нем с первых же дней был учреден строгий общежительный устав, близкий к тому, которым руководствовались когда-то иноки в Египетской пустыне.
О первой настоятельнице созданного в Москве Алексеевского монастыря сохранились крайне противоречивые сведения. Точно установлено, что звали ее Иулианой и согласно легенде, это была одна из сестер митрополита Алексия, что выглядит весьма правдоподобно. Согласно другим источникам, эта честь выпала некой иной женщине, приехавшей из Ярославля и носившей то же самое имя.
Начало крестного пути
Первым тяжелым испытанием в жизни обители стало нашествие татар на Москву в 1451 году. Среди прочих святынь первопрестольной варвары предали огню и Алексеевскую женскую обитель, которая после этого длительное время пребывала в запустении. Ее активное возрождение началось во времена правления великого князя Василия III Иоанновича (отца Ивана Грозного), который поручил итальянскому зодчему Аливезу Фрязину возвести новый каменный храм Алексия Человека Божьего на месте сгоревшей деревянной церкви. Однако и этой постройке была уготовлена короткая жизнь. Творение итальянского мастера сначала пострадало в огне Большого московского пожара 1547 года, а затем, уже в 1571 году, было окончательно уничтожено во время очередного татарского набега.
Пожар, предшествовавший рождению наследника престола
В период правления первого царя из дома Романовых – государя Михаила Федоровича - Алексеевский монастырь от Москвы-реки в целях безопасности был перенесен на новое место, поближе к Кремлю, где и разворачивалось его дальнейшее строительство. Однако злой рок не переставал преследовать насельниц и в центре столицы. В апреле 1629 года монастырь был вновь уничтожен охватившим его пожаром.
Приключилось это несчастье ровно за месяц до появления на свет наследника российского престола – будущего царя Алексея Михайловича (отца Петра I), для которого святой покровитель монастыря считался небесным заступником. Это обстоятельство во многом определило дальнейшую судьбу обители.
Под покровительством царствующей семьи
Отныне монастырь пользовался особым вниманием со стороны членов царской семьи, регулярно делавших щедрые пожертвования и заботящихся о благосостоянии насельниц. Одной из наиболее известных инокинь того периода стала жена будущего патриарха Никона (виновника церковного раскола), которую он определил туда после того, как решил принять монашеский постриг. Там же содержалась под стражей княгиня Урусова − родная сестра знаменитой раскольницы боярыни Морозовой.
Период наплеоновского нашествия
В 1812 году, когда французские войска захватили Москву, Алексеевский монастырь постигла та же горькая участь, что и большинство прочих обителей. Он был полностью разграблен и частично сожжен. Чудом уцелел лишь главный храм и несколько хозяйственных построек. Сестрам и настоятельнице − игуменье Анфисе (Козловой) — удалось спастись лишь благодаря тому, что они были эвакуированы за несколько дней до вступления в город оккупантов.
После изгнания наполеоновских войск с территории России, император Александр I дал обет в благодарность Богу построить в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. С поисками места для его возведения связано очередное, и на этот раз последнее, перенесение Алексеевской женской обители на новое место.
Очередное (третье) переселение инокинь
Вначале для будущего храма отвели участок на Воробьевых горах, но вскоре выяснилось, что он не отвечает техническим требованиям. Работы были приостановлены и возобновлены лишь при Николае I, пожелавшем исполнить обет, данный Богу его братом. Посчитав, что наилучшим местом для возведения храма является участок, который до той поры занимал Алексеевский монастырь в Москве, он повелел перенести его в Красное село. Это было третье по счету и на этот раз последнее переселение монастыря, совершенное в октябре 1837 года по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова). Сегодня он находится там по адресу: Москва, 2-й Краносельский переулок, д. 7, строение 8.
Оплот российского православия
На новом месте во второй половине XIX века было развернуто масштабное строительство, осуществленное, как за счет государственных субсидий, так и благодаря пожертвованиям частных лиц. В начале 70-х годов, когда внимание общественности приковали к себе события на Балканах, в обители было открыто училище для южнославянских девочек – учебное заведение, в которое принимались беженки с охваченных военными действиями территорий. Несколько позднее там же начала действовать и бесплатная больница для малоимущих. Особую же славу монастырю принес высочайший уровень религиозной жизни инокинь, содействовавших всестороннему укреплению православной веры среди различных слоев населения.
Годы атеистического мракобесия
Конец этого периода материального и духовного благополучия наступил вскоре после захвата власти большевиками. Ценности, накопленные инокинями за несколько веков существования обители, были немедленно реквизированы, а в августе 1924 года, по просьбе трудящихся близлежащих заводов, их самих выселили как нетрудовой элемент. Отныне все постройки, находившиеся на территории обители, поступили в распоряжение различных хозяйственных организаций. Исключение сделали лишь для небольшой церкви Воздвижения Креста Господня, но в середине 30-х годов и она была закрыта.
Возвращение к жизни
Возрождение существовавшего некогда в городе Москве Алексеевского женского монастыря совершалось в несколько этапов, первым из которых стало открытие в 1991 году на его территории Храма Всех Святых. Это знаменательное событие явилось итогом активной борьбы, развернутой Русской православной церковью за возвращение незаконно отторгнутого движимого и недвижимого имущества. Благодаря охватившим всю страну перестроечным процессам, усилия духовенства и мирян увенчались успехом, но впереди еще предстоял длительный путь борьбы с разного рода административными проволочками.
Однако веяние нового времени вернуло к жизни существовавший некогда в Москве Алексеевский монастырь. На Красносельской, где сохранились принадлежавшие ему постройки, полноценная жизнь закипела после того, как в ходе заседания Священного Синода, состоявшегося 17 июня 2013 года, было принято решение о его возрождении и придании статуса ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении у Святейшего Патриарха. Особое значение обители состоит в том, что при его главном храме, носящем имя Человека Божьего Алексия, в 2006 году было учреждено патриаршее подворье.
Современное состояние обители
Как уже упоминалось в начале статьи, сегодня Алексеевский ставропигиальный женский монастырь города Москвы входит в число крупнейших духовных центров России. Вошли в традицию ежегодно проводимые в нем богослужения во дни памяти Алексия Человека Божьего, которые возглавляет лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Это всегда привлекает в стены главного храма множество молящихся.
Для тех, кто собирается впервые побывать в монастыре, отметим наиболее простой маршрут следования. Воспользовавшись услугами столичного метрополитена и доехав до станции «Красносельская», следует пройти пешком по улице Краснопруднной. Перейти ее в районе Русаковской эстакады, повернуть налево. Дойдя до ограды из красного кирпича можно увидеть с правой стороны вход на территорию обители.
Многие паломники, посетившие Алексеевский ставропигиальный Монастырь в Москве, оставляют свои отзывы как на интернет-сайтах, так и в особой книге, предоставляемой всем желающим. В большинстве из них выражается радость по поводу того, что российское православие, нещадно попиравшееся в годы коммунистического безбожия, вновь обрело надежную опору в лице тех, кто, отринув радости тленного мира, несет тяжкий крест иноческого служения. Среди этих добровольных подвижников особо упоминаются и сестры Алексеевской обители. Кроме того, отмечается, что большой интерес у посетителей вызывают многочисленные тематические выставочные экспозиции, организуемые в преддверии памятных исторических дат.