Всякая власть имеет исходное начало и определенную поддержку, в противном случае ее действенность и влияние на людей теряют эффективность. Такими исходными началами в политологии называют источники власти. С точки зрения философа Макса Вебера, эти основания власти можно разделить на три группы – сила, или насилие, традиция, или авторитет и, наконец, право. Принято считать, что эти три группы соответствуют различным стадиям общественного развития. Постепенно значимость первого компонента уменьшается, а третьего – усиливается. Таким образом, возникает и развивается такое понятие, как "легитимность власти". С течением времени она все больше основывается на принципе верховенства права.
С древности до современности общества различных типов демонстрируют нам, что источники власти – это очень часто сила и ее применение, в том числе и физическое насилие. Однако во всяком обществе власть, державшаяся исключительно на насилии, являлась недолговечной. Кроме того, под силой могут подразумеваться очень разные понятия, например, богатство или контроль над определенными ресурсами, связи с лицами правящего клана или информация. С самых древних времен власть базировалась также на авторитете – управлял лучше тот, у кого было больше знаний, опыта, кто умел воздействовать на людей. Авторитет мог подкрепляться верой в особое предназначение, положение или магическую силу лиц, имеющих власть. В то же время уже в рабовладельческих обществах сформировались такие источники власти, как обычаи, полномочия определенных людей, ограниченные их функциями или соглашениями, а также воля определенных слоев населения (демократии в Древней Греции или Индии).
Хотя феодальное общество характеризовалось усилением роли насилия, тем не менее, во многом оно основывалось на обычаях и договоренностях, а также выдвинуло идеал моральной власти. Источником последней являлись не только принадлежность к правящей элите и высокое происхождение, но и нравственные ценности, носителем и примером которых должен служить правитель. Это привело к тому, что, начиная эпохи Возрождения, хорошим тоном стало преподносить насилие и принуждение в облике «защиты добродетелей». Это свидетельствует не только о политическом цинизме, но и о том, что легитимность власти все более принимала правовой характер. Источники власти со времен буржуазных революций в Европе, с одной стороны, основывались на насилии, а с другой – выражали волю народов.
Когда одним из существенных источников власти делаются не только традиции, авторитет и воля народа, но право и общественный договор, то доля насилия и принуждения в государственном управлении значительно уменьшается. Забота об обществе, безопасности и самореализации его членов, а также стабильности и эффективности его социальной и экономической системы становятся главной задачей власти. Поэтому применение силы приобретает остаточный характер и имеет место в крайнем случае, а приоритетом для современного типа власти является убеждение подвластных сознательно и добровольно исполнять обязательства договора. Источники власти в такой системе очень разнообразны и имеют широкую базу, придавая управлению большую легитимность.
В политической системе общества большую роль играют также ресурсы власти, то есть те средства и методы, которыми она пользуется, для того чтобы достигать поставленных перед собой целей. Такими средствами, помимо аппарата принуждения, является идеология, экономика, пропаганда и так далее. Известный социолог Элвин Тоффлер считает, что на различных этапах развития общества удельный вес разных типов ресурсов тоже менялся. Если вначале преобладала сила, а с развитием торговли и капитала – богатство, то в современном обществе такими ресурсами являются информация и сам человек – его возможности, образование, имидж. Источники и ресурсы власти являются необходимыми компонентами ее потенциала.