В первые мгновения, когда вспоминаешь об этой актрисе, перед глазами проносятся ее роли в «Большой перемене», «Собаке Баскервилей», «Старых клячах», «Родне», «Не может быть», «Пани Марии», «Безымянной звезде», «Старшем сыне» и многих других, любимых зрителями картинах с участием этой великой женщины. Речь идет о Светлане Крючковой, фильмография которой насчитывает несколько десятков (почти 90) интересных и, что, пожалуй, самое важное, качественных киноработ.
Послевоенное детство. Родители
Она поистине необыкновенная и очень сильная женщина. Жизнь этой талантливой актрисы самым непостижимым образом связана с цифрой 3: Крючкова Светлана — актриса, фильмография которой, пожалуй, хорошо известная большинству телезрителей, трижды поступала в театральный вуз, столько же выходила замуж и три раза была на тоненькой волосинке между жизнью и смертью. Но ей удалось стойко перенести моменты забвения и нищеты, потерю близких людей. Крючкова оставалась позитивной и сильной, озорной, как в детстве, и необычайно творческой личностью.
Ее родители познакомились во время Великой Отечественной войны. Мама была из поморов — северного народа. Она была очень добрым человеком, но, одновременно с этим, весьма сдержанным. Прекрасно играла на гитаре и пела. Была служащей статического управления Кишинева. Николай Крючков — папа — родился в небольшой деревеньке, расположившейся на землях Гомельской области. Он был достаточно жестким и агрессивны — так обязывала профессия. Мужчина прошел всю Финскую войну, служил следователем НКВД, во время войны был майором в отряде СМЕРШ. Со службы он уволился только тогда, когда начали разоблачать культ Сталина.
До сих пор Светлана Николаевна вспоминает отца с непрекращающейся дрожью в голосе. Тот воспитывал своих детей очень строго, по военной дисциплине. Мог разбудить своих троих детей — Свету, Майю и Володю — посреди ночи, чтобы те рассказали ему выученные уроки.
Три попытки
Отец не разделял желание младшей дочери «податься в артистки». Актриса Светлана Крючкова, биография и фильмография которой много лет представляют интерес для поклонников ее таланта, вспоминала, что в тот трудный для нее момент ее поддержала мама. Именно благодаря ей девушка в 1967 году уехала покорять знаменитую «Щепку». Тогда конкурс на место оставлял 240 человек. Свете удалось пройти до финала, но здесь она проиграла девушке, которая впоследствии так и не стала актрисой. Крючкова была очень расстроена и вернулась в Кишинев, но на следующий год повторила попытку. И снова — неудача. И опять — на заключительном этапе.
Светлана Крючкова, фильмография которой представляет собой значительный пласт в истории советского и российского кино, на этот раз не вернулась в отчий дом.
Поначалу она жила у знакомых, потом даже голодала, скитаясь по вокзалам. Случайно устроилась слесарем-сборщиком на завод ЗИЛ. Там же, в подсобном помещении, она и ночевала. Но бытовые условия и физические нагрузки оказались для девушки чрезмерным наказанием и непосильной ношей. Поэтому, спустя некоторое время, она вернулась домой.
Еще раз попытать счастья Светлана решила в 1969-м. У нее было немного свободного времени, и девушка заглянула в Школу-студию МХАТ, где тогда набирали абитуриентов. На этот раз все удалось и Крючкова стала студенткой, поступив на курс Василия Маркова, прославившегося ролью Феликса Дзержинского.
Нелли и Зинуля
Светлана Крючкова, фильмография которой знакома каждому, кто любит хорошее кино, дебютировала еще будучи студенткой вуза. Тогда, в 1971-м, она снялась в эпизоде ленты «Офицер запаса». Но известность и всенародная любовь к ней пришла чуть позже, в 1972-м, когда на экраны вышел многосерийный фильм «Большая перемена».
В нем начинающая актриса сыграла Нелли Ледневу, которая днем работает на заводе, а вечерами учится в вечерней школе. По сценарию, девушка влюблена, но безответно, в нового педагога — Нестора Петровича, который после провала на экзамене в аспирантуру идет в эту школу работать и становится классным руководителем 9-А. Вместе с Нелли в классе учится и ее отец - Степан Семенович Леднев, очень трогательный и добрый человек. Но девушку присутствие папы часто ставит в неловкое положение.
Работа в этом фильме моментально сделала начинающую актрису знаменитой, несмотря на то, что ее роль не была главной. А все благодаря таланту Светланы Крючковой. Фильмография, главные роли, сыгранные ею, равно как и роли второстепенного плана — все это говорит о том, что она были признана не только зрителями, но и режиссерами.
А вот главная роль у нее была в одной из историй трилогии Леонида Гайдая «Не может быть!» - «Забавное приключение». В ней говорится о тонкостях внебрачных отношений: муж любовницы - любовник ее подруги, а сосед подруги любовницы по коммуналке — любовник жены. Крючкова сыграла любовницу артиста — Зинулю (жену Николая) — яркую и эмоциональную барышню, которая, когда все открылось, не захотела оставлять свою благоустроенную однокомнатную квартиру и переезжать в коммуналку к Анатолю Барыгину-Амурскому, многодетному отцу.
"Пани Мария"
Никто не усомнится в том, что по-настоящему талантливой актрисой является Светлана Крючкова. Где снималась она, знают много телезрителей. И пусть они смотрели не все ее киноработы, но этот фильм, наверняка, пропустить не смогли.
Почти 40 лет назад ушла в народ фраза, произносимая героиней Крючковой — пани Марией - в одноименной картине режиссера Натальи Трощенко: «Поговори у меня, рельса пустозвонная». Да, это фильм о войне, но она проходит как-то околицей, видна издалека. Можно сказать, что эта лента — психологическая драма.
Аккуратненький маленький городок с узнаваемым обликом западной окраины страны. На холме — похожие друг на друга краснозвездные надгробья из дерева; поле вокруг старинного замка, которое перед отступлением заминировали фашисты; детдомовские ребятишки каждый раз выбегают навстречу проезжающим армейским грузовикам, надеясь узнать кого-нибудь или быть узнанными солдатами; почтальон с печальными глазами, разносящий листочки похоронок...
Именно в этом городке и произошло знакомство молодой и красивой польской торговки Марии (Светлана Крючкова) и балагура-солдата с простоватым деревенским лицом (Георгий Бурков). Он пытается ухаживать за приглянувшейся ему Марией, но все его усилия разбиваются о ее насмешливую непреклонность. Да, они демонстративно прогуливаются по улицам городка и даже фотографируются «на память». Но Мария отворачивается и смотрит в сторону с досадой.
Всю войну Мария живет, отгораживаясь от беды здравым смыслом, она пресекает каждую попытку равнодушных глаз пробиться к ее совести. И поначалу зритель думает, что даже Иван — солдат — не в силах ничего изменить в ее душе, ведь девушка постаралась своим инстинктом самосохранения заморозить все свои добрые чувства. Но потом появляются еле уловимые признаки того, что начинается душевная канитель.
В этом фильме любовь является внутренней потребностью, преобразующей силой. Мария никак не может разобраться в новых движениях своей души. Она приобщается к великому народному горю, ощущает, что сочувствие и уважение людей обращено к ней и кора эгоизма постепенно растапливается.
Неким признанием звучит в конце фильма ее просьба к фотографу «повернуть» их с Иваном на том единственном снимке лицом друг к другу.
Нина - человек, потерявший свои корни
«Родня» - еще один фильм, вошедший в «золотой фонд» советского киноискусства, и в котором сыграла великолепная Светлана Крючкова. Фильмография (все главные роли актрисы можно с уверенностью назвать шедеврами) ее не будет полной без упоминания этой картины. Несмотря на то, что сценарий писался для Нонны Мордюковой, Светлана Николаевна сумела показать свою героиню настоящей, яркой, немного истеричной, но так любящей своих маму и внучку.
Героиня Мордюковой — Мария Коновалова — приезжает из деревни в город, чтобы навестить дочь (Светлана Крючкова) и внучку (Федор Стуков). Но в квартире дочки застает странную ситуацию: зять ушел из семьи, у дочки шашни с каким-то женатым мужчиной, на внучку никто особенно внимания не обращает, и девочка делает то, что ей заблагорассудится.
Со своей деревенской простотой Мария хочет наладить быт и семейные отношения дочки, принося этим немало огорчений близким людям.
Нина в исполнении Светланы Крючковой — человек, потерявший свои корни: из деревни она вырвалась, но к городской жизни так и не пристала. Новую жизнь она воспринимает как настоящую, а все мишурное, что в ней есть — как истинное и разумное. Все это калечит ее как личность.
Кризис (а то и распад) института семьи, вызванный тектоническими социальными сдвигами, грозно обозначился в «Родне» Михалкова. Тем сильнее финал картины: уходящую из города по шпалам Марию догоняют дочь и внучка. Все трое застывают в объятиях, плачут одновременно от взаимных обид, раскаяния и от любви друг к другу, которая и делает их семьей, несмотря ни на что.
«Похороните меня за плинтусом»
Еще одна главная роль великой российской актрисы - Нина Антоновна Савельева, бабушка восьмилетнего мальчика Саши (прототипом Нины является Лидия Санаева). Крючкова сыграла женщину властную, в чем-то даже — жесткую. Но она, тем не менее, очень любит своего внука и не дает возможности своей дочери его воспитывать. Все потому, что Нина Антоновна уверена: ее дочь не сделает Сашу счастливым. В душе она очень надеется на то, что дочь не вернется за мальчиком (у дочери вторая семья, новый муж — отчим Саши).
Поначалу все идет неплохо, Саша доволен, но со временем происходят изменения. Да, бабушка холит и лелеет внука, стараясь уберегать его от дурных компаний. Но потом мирная опека перерастает в тиранию. Теперь Саше запрещается делать то, что не по душе бабушке. Частые скандалы между бабушкой и мамой приводят к тому, что в голове мальчика появляются совсем не детские мысли: он думает о том, что лучше бы ему умереть или жить совсем одному.
Та самая, вечно болтающая Элиза
Еще одной, хотя и не главной, но весьма запоминающейся ролью, которую сыграла блистательная Светлана Крючкова (фильмография ее поистине уникальна своим разнообразием), является роль Элизы Бэрримор в знаменитых «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
У режиссера не было ни малейшего сомнения по поводу того, кто сыграет ту, чей несчастный брат-каторжник трясется от страха на болоте и в конце-концов вместе с кокер-спаниелем Снуппи становится жертвой зловещей собаки, — миссис Элизу Бэрримор, жену Джона Бэрримора, экономку сэра Генри. Выбрали Светлану Крючкову, которая в тот момент была беременна первым сыном — Митей.
Поначалу актриса хотела отказаться от этой роли, потому что персонаж все время рыдал и бродил по дому с красными от слез глазами. Она боялась, что может потерять долгожданного ребенка. На тот момент ее муж — Юрий Векслер — лежал с инфарктом в больнице. А по роли Светлане надо было практически постоянно плакать. И эта сильная женщина выбрала парадоксальный путь: проговаривая текст, она начала улыбаться, смеяться. «Значит, убийца Селден — ваш брат?» Крючкова: «Да, сэр!» — улыбается и начинает рассказывать историю, которую отчасти придумал Александр Адабашьян, сыгравший ее экранного мужа, — дворецкого Бэрримора: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…»
«Старые клячи»
Еще одной интересной ролью стала снова главная, в комедии Эльдара Рязанова «Старые клячи». Актриса сыграла Машу, в прошлом — железнодорожницу, а теперь — продавщицу пирожков.
С первых кадров фильма зритель не может оторваться от экрана, любуясь фейерверком верности, доброты, жизнелюбия, добропорядочности, гуманизма героев фильма в исполнении замечательных актрис нашего кино — Светланы Крючковой, Лии Ахеджаковой, Людмилы Гурченко и Ирины Купченко. Их персонажи сумели, несмотря на трудные девяностые, сохранить порядочность, душевное взаимопонимание, верную дружбу. Каждая из них сохранила человеческое достоинство.
Эти четыре подруги, работающие в разных организациях и вместе занимающиеся самодеятельностью, имеют одну мечту: выступить в Театре Эстрады. Они понимают, что это нереально, но кто может помешать им мечтать?
Проходит 10 лет, на дворе — «девяностые». У каждой из них изменилась жизнь, они выживают, как могут. У Любы (Лия Ахеджакова) обманным путем забирают квартиру, предоставляя якобы другое жилье, на деле оказавшееся сторожкой на кладбище, еще и арендованное только на месяц. Подруги объединяются, чтобы наказать обидчика Любы и вернуть ей квартиру.
Личная жизнь: муж первый
Актриса Светлана Крючкова, фильмография, личная жизнь которой не перестают интересовать обывателей, замуж выходила три раза и всегда — по любви.
Первый раз она вышла замуж, будучи достаточно юной — тогда Света была студенткой третьего курса. Родители согласились, но отец запретил ей менять фамилию. Ее мужем стал начинающий актер и поэт Михаил Стародуб. Молодой человек частенько позволял себе говорить жене гадости, называя ее бездарностью и страшилой. Их союз продержался четыре года. Кстати, благодаря Стародубу, она попала и в «Большую перемену»: изначально на роль Ганжи приглашали Михаила. Но судьба сложилась так, что сыграла в этой картине именно Светлана.
Мужья, подарившие ей сыновей
Встреча со вторым мужем состоялась на пробах фильма «Старший сын». Она влюбилась практически сразу. Кинооператор Юрий Векслер был старше ее на десять лет, да и жил он в Ленинграде. Но Света уехала в город на Неве, уволившись из любимого МХАТа. Очень скоро молодая актриса поняла, что находится в «интересном положении». Ее беременность по времени совпала с инфарктом мужа. Поэтому будущей маме приходилось тратить время и здоровье на поездки в больницу к Юре и стараться побыстрее закончить так некстати затеянный ремонт в квартире.
Крючкова получила тогда очень сильный стресс и сама попала в больницу. Врачи поставили диагноз: угроза выкидыша. Ее первенец родился в августе 1981-го, роды были тяжелые, здоровье Светланы пошатнулось. Но уже в 1983 году она была на съемочной площадке.
Этот брак распался спустя 14 лет после его заключения. Как говорила актриса, они с Юрием просто не сошлись характерами.
Ее третьим супругом стал мужчина, не имеющий никакого отношения к кинематографии. Это был Александр Молодцов, сотрудник ресторана, куда Крючкова с сыном и Ларисой Гузеевой зашла на чашечку кофе. Пока дамы говорили о своем, «о женском», маленький Митя откровенно скучал, рассматривая интерьер помещения. К мальчугану подошел молодой человек, взял его за ручку и устроил ему экскурсию по ресторану. А потом Митя познакомил маму со своим новым другом. Света и Саша поженились всего через несколько месяцев. А в 1990 году у них родился Сашенька Крючков.
Актриса всегда с неизменной теплотой и любовью отзывается о своих мальчиках, говоря о том, что так и не сумела воспитать в них изворотливости, хитрости и умения приспосабливаться. О себе ее сыновья думают в последнюю очередь.