В настоящей статье пойдет речь о формах организации обучения. Это понятие является одним из центральных в разделе педагогики, называемом дидактика. В данном материале будет представлена история развития форм организации обучения, а также рассмотрены их отличия от других характеристик педагогического процесса.
Определение
Многие ученые в разное время давали различные определения понятию форм организации процесса обучения. Однако все они сводятся к единому общему смыслу, который можно обозначить следующим образом.
Под формами организации обучения детей понимается внешняя характеристика целостного педагогического процесса, которая включает в себя информацию о месте, времени, периодичности обучения, а также возрастной категории школьников. Эта характеристика образовательного процесса также определяет соотношение активной деятельности ученика и учителя: кто из них выступает в роли объекта, кто в качестве субъекта образования.
Основные отличия
Стоит провести границу между понятиями методов и форм организации обучения. Под первыми принимается характеристика внешней стороны педагогического процесса, то есть, как уже было сказано, здесь учитываются такие особенности, как время, место, количество обучающихся и роль педагогов и школьников в образовательном процессе.
Под методами же понимаются способы реализации целей и задач обучения. Например, при изучении нового правила по русскому языку в общеобразовательной школе часто применяется разъяснение, то есть учитель сообщает детям суть изложенного.
Существуют и другие методы. Они обычно разделяются на несколько групп:
- По виду деятельности педагога и ученика (лекция, беседа, рассказ и так далее).
- Согласно форме, в которой представлен материал (словесные, письменные)
- По логическому принципу действия (индуктивный, дедуктивный и так далее).
Занятие же проходит в рамках урока, то есть ограниченного отрезка времени.
Состав обучающихся является строго регламентированным по возрасту и уровню знаний. Поэтому в данном случае можно говорить о классно-урочной системе, в которой осуществляется данное занятие.
Основные критерии
Подласый и другие советские педагоги вывели основы, на которых базируется классификация форм организации обучения. В своем исследовании они руководствовались следующими критериями:
- количество обучающихся,
- роль педагога в процессе образования.
Согласно этим пунктам, принято выделять следующие формы организации обучения учащихся:
- индивидуальная,
- групповая,
- коллективная.
Каждая из них имеет множество разновидностей, которые когда-либо существовали в истории образования, а некоторые применяются и в настоящее время.
Революция в области образования
Получение знаний в общеобразовательной школе на уроках по различным предметам является основной формой организации обучения в нашей стране, а также в подавляющем большинстве государств мира. Всем гражданам России с детства знакомы такие понятия, как школа, класс, урок, перемена, каникулы и так далее. У детей и тех, чья деятельность связана со сферой образования, эти слова ассоциируются с их повседневным занятием. У всех других людей, выросших из школьного возраста, данные термины вызывают воспоминания о далеком или не столь давнем, но все же прошлом.
Все эти слова являются характеристиками такого понятия, как классно-урочная система обучения. Притом что такие термины знакомы с детства почти каждому человеку, тем не менее история утверждает о том, что передача знаний подрастающему поколению не всегда осуществлялась подобным образом.
Одни из первых упоминаний об образовательных учреждениях были найдены в древнегреческих летописях. Тогда, по утверждению античных авторов, передача знаний проходила в индивидуальном порядке. То есть педагог занимался со своим учеником в процессе общения, проходящего по принципу один на один.
Это обстоятельство можно во многом объяснить тем, что в то далекое время содержание обучения ограничивалось лишь знаниями и умениями, необходимыми человеку для его будущей профессиональной деятельности. Как правило, педагог не сообщал своему подопечному никакой другой информации, кроме той, которая была связана непосредственно с его будущей работой. По окончании периода обучения ребенок сразу же начинал трудиться наравне со взрослыми членами общества. Некоторые философы говорят о том, что понятие «детство» как таковое появилось только в 18-19 веках, когда в европейских странах установился определенный режим официального образования, как правило, продолжавшегося до периода совершеннолетия. В античности, а также в Средние века человек начинал взрослую жизнь сразу же после того, как приобретал необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки.
Индивидуальная форма организации обучения, бывшая основной до 16 века нашей эры, при довольно высоком качестве знаний, которые получали дети, а также их прочности, была в то же время крайние низкопроизводительной. Один педагог в течение достаточно продолжительного времени должен был заниматься с единственным воспитанником.
Зачатки классно-урочной системы
15-16 века для Европы ознаменовались крайние быстрым темпом развития производства. Во многих городах открывались мануфактуры, специализирующиеся на изготовление различных изделий. Эта индустриальная революция требовала все большего числа квалифицированных рабочих. Поэтому на смену индивидуальной пришли другие формы организации обучения. В пятнадцатом веке в ряде европейских стран появились школы, где детей воспитывали по принципиально новой системе.
Она заключалась в том, что каждый педагог работал уже не один на один с единственным ребенком, а в его ведении находился уже целый класс, порою состоящий из 40-50 человек. Но это еще не была та привычная для современного школьника, классно-урочная форма организации обучения. Как же происходил процесс передачи знаний в то время?
Отличие от сегодняшней системы состояло в том, что, хотя на таких уроках и присутствовало множество учеников, преподаватель работал не по принципу фронтального проведения занятия. То есть он не сообщал новый материал всей группе одновременно. Вместо этого педагог, как правило, занимался с каждым ребенком индивидуально. Такая работа проводилась поочередно с каждым из детей. В то время как учитель был занят проверкой задания или разъяснением нового материала у одного ученика, другие школьники занимались делами, порученными им.
Такая система обучения принесла свои плоды, она помогла обеспечить появляющиеся с небывалой быстротой новые производственные предприятия рабочей силой. Однако, вскоре даже это нововведение перестало отвечать потребностям развивающейся экономической системы. Поэтому многие педагоги стали искать новые варианты осуществления образовательного процесса.
Чешский гений
Одним из таких мыслителей был чешский педагог Ян Амос Коменский.
В поисках нового решения для организации образовательного процесса, он предпринял ряд поездок, в которых изучал опыт различных европейских школ, работавших по своим системам.
Наиболее оптимальной формой организации обучения показалась ему та, что существовала на тот момент в ряде славянских стран, таких как Белоруссия, Западная Украина и некоторых других. В школах этих государств преподаватели также работали с классами, составлявшими из 20-40 человек, но подача материала осуществлялась другим образом, не так, как это происходило в странах западной Европы.
Здесь преподаватель объяснял новую тему сразу всему классу, который был подобран из учеников, чьи знания, умения и навыки соответствовали определенному, общему для всех, уровню. Такая форма организации обучения была крайне продуктивной, поскольку один специалист одновременно работал сразу с несколькими десятками школьников.
Поэтому можно сказать, что Ян Амос Коменский, который написал книгу, являющуюся первым трудом в разделе педагогики, называемом дидактика, был настоящим революционером в области образования. Так, индустриальный переворот, который произошел в Европе в 15-16 веках новой эры, повлек за собой и революцию в другой области - образовании. Чешский педагог в своих трудах обосновал не только необходимость новой формы организации процесса обучения и описал ее, но и ввел в педагогическую науку такие понятия, как каникулы, экзамен, перемена и другие. Таким образом, можно сказать, что классно-урочная система, которая является самой распространенной на сегодняшний день формой образования, получила широкую известность благодаря Яну Амосу Коменскому. После того как она была внедрена в школах, возглавляемых чешским педагогом, ее постепенно переняли многие учебные заведения в подавляющем числе стран Европы.
Экономика должна быть экономной
Спустя два столетия после создания основной формы организации обучения, педагоги Европы сделали еще одно открытие в своей сфере. Они начали работать над тем, чтобы повысить коэффициент полезного действия своего труда, то есть увеличить количество учеников, получающих знания при тех же затратах усилий.
Самой известной попыткой осуществить эту мечту была так называемая Белл-ланкастерская форма обучения. Эта система появилась в Великобритании в конце 18 века, ее создателями были два педагога, один из которых преподавал основы религиозных знаний и был монахом.
В чем заключалось новаторство этого вида обучения?
В школах Великобритании, где работали эти два педагога, передача знаний производилась следующим образом. Преподаватель обучал новому материалу не весь класс, а только некоторых учеников, который, в свою очередь, объяснял тему своим товарищам, а те - другим и так далее. Этот способ хоть и давал потрясающие результаты в виде огромного количества обученных школьников, но имел также и ряд недостатков.
Подобная система похожа на детскую игру, называемую «Глухой телефон». То есть информация, передаваемая несколько раз людьми, которые впервые ее слышат, может значительно искажаться. Надежда Константиновна Крупская говорила, что Белл-ланкастерская система выглядит примерно так: ученик, знающий одну букву, объясняет правила ее написания и чтения тому, кто не знает ни одной, а который умеет писать пять букв - учит школьника, который знает три буквы и так далее.
Однако, несмотря на эти минусы, такое обучение было эффективным для достижения целей, на которые она была, прежде всего, направлена - на заучивание текстов религиозных гимнов.
Другие формы организации процесса обучения
Несмотря ни на что, система, которая была предложена Яном Амосом Коменским, выдержала испытание временем и остается и сегодня, спустя много веков, непревзойденной по количеству школ, работающих на ее основе.
Тем не менее в процессе истории периодически осуществлялись попытки усовершенствовать эту форму образования. Так, в начале 20 века в Соединенных Штатах Америки была предпринята попытка индивидуализировать образование следующим образом.
Американская учительница, внедрившая новую систему в своей школе, упразднила традиционное деление детей на классы, а вместо этого отвела каждому из них отдельную мастерскую, где он мог выполнять задания преподавателя. Групповое обучение в такой системе занимало всего 1 час в день, остальное же время посвящалось самостоятельной работе.
Такая организация хоть и имела благую цель - индивидуализировать процесс, позволяя каждому ребенку в полной мере раскрыть свои таланты, - но тем не менее не давала ожидаемых от нее результатов. Поэтому нововведение не прижилось в крупных масштабах ни в одной из стран мира.
Отдельные элементы такой системы могут присутствовать в некоторых формах организации профессионального обучения. То есть такой деятельности, которая направлена на освоение какой-либо профессии. Она может осуществляться в стенах учебных заведений, либо на предприятиях, в процессе непосредственной практики. Целью ее может быть также и повышение квалификации либо получение второй специальности.
Обучение без границ
Другой подобной формой обучения в образовательных организациях было так называемое проектное образование. То есть, ученики получали необходимые знания не во время уроков по разнообразным дисциплинам, а в ходе выполнения какого-либо практического задания.
Границы между предметами при этом стирались. Это форма образования также не дала ощутимых результатов.
Современность
В настоящее время, как уже говорилось, что урок как форма организации обучения не теряет своей лидирующей позиции и сегодня. Однако наряду с ней в мире существует и практика индивидуальных занятий. Такое обучение есть и в нашей стране. Прежде всего, оно широко распространено в дополнительном образовании. Обучение многим видам творческой деятельности не может, из-за своей специфики, быть реализовано в большой группе детей. Например, в музыкальных школах занятия по специальности проходят в режиме общения ребенка с преподавателем один на один. В спортивных учебных заведениях коллективная форма часто существует параллельно с индивидуальной.
Существует подобная практика и в общеобразовательных школах. Во-первых, преподаватели часто делают разъяснение новой темы по просьбе какого-либо ученика. А это является элементом индивидуальной учебной формы организации обучения. И, во-вторых, родители в некоторых случаях вправе написать заявление о переводе их детей на обучение в особом режиме. Это могут быть индивидуальные занятия со школьником на дому или в стенах образовательного заведения.
Право на свой собственный учебный маршрут имеют следующие группы детей.
- Особо одаренные ученики, которые способны опережать программу по одному или нескольким предметам.
- Дети, отстающие по определенным дисциплинам. Занятия с ними могут быть переведены в обычный режим классно-урочной системы, при ликвидации проблем с успеваемостью.
- Ученики, отличающиеся агрессивным поведением по отношению к одноклассникам.
- Дети, периодически участвующие в различных спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.
- Ученики, чьи родители в силу своей профессиональной деятельности вынуждены часто менять место жительство. Например, дети военных.
- Школьники, имеющие медицинские показания к обучению подобного вида.
Индивидуальное образование детей, принадлежащих к одной из названных выше категорий, может быть скорректировано, учитывая особые пожелания родителей и самих учеников.
Заключение
В настоящей статье было рассказано о формах организации обучения в школе. Ключевым ее моментом является глава об отличиях этого явления от педагогических методов.