Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых крупных железнодорожных линий в России и мире. Она простирается по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Главный путь БАМа – Тайшет – Советская Гавань. Строительство продолжалось с 1938 по 1984 год. Наиболее сложной была центральная часть пути, для которой характерны суровые климатические и геологические условия. Данный участок строился целых 12 лет. А строительство самого сложного отрезка, Северо-Муйского тоннеля, продолжалось до 2003 года.
В статье дается ответ на вопрос, каков состав Байкало-Амурской магистрали и направление грузопотоков.
Загруженность БАМа очень высокая. Используются практически все имеющиеся возможности для движения составов. В настоящее время проводятся работы по повышению ее пропускной способности. Годовой объем грузоперевозок – около 12 млн тонн.
Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали довольно сложны и определяются географическими особенностями территории.
Характеристики БАМа
Общая протяженность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали составляет 3819 км. Она проложена севернее Транссибирской магистрали, отходя от нее в городе Тайшет. Линия обходит озеро Байкал с севера. От трассы имеются ответвления.
Основной рельеф местности, по который проходят пути, гористый. БАМ пересекает 7 хребтов, 10 тоннелей и Становое нагорье. Наибольшая высота у Муруринского перевала (1323 м над уровнем моря). Здесь железнодорожное полотно идет под значительным углом вверх, и движение составов требует повышенной тяги, а число вагонов лимитировано.
На протяжении пути поезд пересекает 11 значительных по величине рек, 2230 мостов разного размера, 200 ж/д станций и свыше шестидесяти городов и других населенных пунктов.
Особенности трассы
Между Тайшетом и Усть-Кутом железная дорога имеет 2 пути и воздушную систему электрификации. Между Усть-Кутом и Таксимо – 1 путь и такой же тип электропитания. Далее на восток она не электрифицирована - там используются тепловозы. Это говорит о разнообразии условий и состава Байкало-Амурской магистрали. Направление грузопотоков: с востока на запад и с запада на восток.
От точки разъединения БАМа и Транссиба до морских портов расстояние по БАМу на 500 км меньше, чем по Транссибирской магистрали.
История строительства
Процесс создания столь гигантского объекта был поэтапным и разнонаправленным.
В 1924 году впервые появляется идея строительства БАМа. Необходимость такого пути объяснялась желанием получить полноценный доступ к полезным ископаемым в труднодоступных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, получить дополнительную магистраль для перемещений в случае войны с Японией.
В 1930 году было предложено начать разработку проекта строительства и впервые появилось название будущей трассы: Байкало-Амурская магистраль.
В 1933 году начата прокладка пути, укладывались первые рельсы.
В 1937 году строительство приняло больший масштаб. Началась прокладка путей на соединительных участках между Транссибом и будущей железной дорогой. Тогда же принимается решение проложить маршрут БАМа от Тайшета до Северной гавани.
В 1940 году было начато движение поездов на участке между Ургалом и Известковой.
После начала войны в 1941 году построенные участки железной дороги были разобраны и использованы при строительстве железной дороги вдоль реки Волги.
В 1943-1945 гг. была уложена железная дорога между Советской Гаванью и Комсомольском-на-Амуре.
В 50-е построен участок Тайшет – Лена, и был получен доступ к природным ресурсам этого региона.
В начале 60-х уже имелось 1150 км проложенных путей, а всего требовалось построить 4000 км.
В 1973 году начата работа порта Восточного, к которому должен был подойти БАМ.
В 1974 году процесс строительства резко ускорился. Прибывали новые силы комсомольских отрядов.
В 70-е разобранный в начале 40-х участок был восстановлен.
В 1976 г. благодаря БАМу была начата добыча коксующегося угля на юге Якутии.
В конце 70-х было закончено строительство восточного участка магистрали (Ургал - Комсомольск-на-Амуре).
В начале 80-х был построен самый важный и сложный мост через реку Витим.
В 1988 году было начато постоянное движение поездов по всей магистрали.
Всего в стройке приняли участие 2 млн человек.
Значение Байкало-Амурской магистрали
Роль БАМа в российской экономике очень велика. Благодаря ей стало возможным освоение труднодоступных природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, улучшило освоение территории.
БАМ повысил пропускную способность для грузопотоков, идущих в страны Азии (Китай, Корею, Японию). Также ее строительство стимулировало развитие экономики Курил и Сахалина.
Ежегодно по железной дороге перевозят 8-12 млн тонн грузов, а за сутки по ней проходит 8 поездов. Постепенно объем грузопотока будет увеличиваться.
Заключение
Таким образом, БАМ - важнейшая железнодорожная трасса в Российской Федерации. Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали весьма сложны. Железная дорога состоит из разных участков, в том числе соединительных.