Дифирамб - один из древнейших жанров хоровой лирики Древней Греции, оргиастическая песня в честь бога Диониса. Позже значение этого слова трансформировалось в преувеличенную, восторженную похвалу.
В статье мы рассмотрим историю возникновения дифирамба, его форму в античные времена и современную трансформацию значения этого слова.
Возникновение дифирамба в Древней Греции
Дифирамб возник в Древней Греции как культовая песнь в честь бога вина и веселья Диониса. Согласно мифам, дифирамбы исполнял сам Дионис в сопровождении своей свиты - сатиров и менад. Это были экстатические, восторженные песнопения, отражавшие радость и веселье праздника сбора винограда.
Дифирамбы - это торжественные хоровые песни, посвященные Дионису, исполнявшиеся во время праздников в его честь. Они носили импровизационный характер и отличались повышенной эмоциональностью. Считается, что первые дифирамбы появились в VII веке до н.э.
В классическую эпоху дифирамб приобрел более упорядоченную форму благодаря поэтам и музыкантам Ариону, Вакхилиду, Симониду, Пиндару и другим. Они придали дифирамбу четкую структуру, разделив его на вступление, основную часть и заключение. Дифирамбы стали исполняться хором на состязаниях в честь Диониса.
Таким образом, дифирамбы - это древние культовые песнопения в честь Диониса, которые в классическую эпоху приобрели форму хоровой лирики, исполнявшейся на празднествах и состязаниях.
Классическая форма дифирамба
В классический период древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) дифирамб приобрел упорядоченную трехчастную структуру. Считается, что ее ввел коринфский поэт и музыкант Арион в начале VI века до н.э. Классическая форма дифирамба включала три части:
- Строфа - основная часть, в которой излагалось содержание песни.
- Антистрофа - часть, повторяющая мелодию и структуру строфы, но с другим текстом.
- Эпод - заключительная часть, контрастная по мелодии и размеру предыдущим.
Дифирамбы - это трехчастные хоровые песнопения, состоящие из строфы, антистрофы и эпода. Такая структура соответствовала композиции древнегреческой трагедии. Дифирамб исполнялся хором под аккомпанемент музыкальных инструментов - кифары и авлоса.
Выдающимся мастером классического дифирамба был лирический поэт Пиндар. Его дифирамбы отличались торжественностью, размахом, образностью. Другим известным автором был Вакхилид, чей дифирамб «Тесей» был близок к драматическому действу.
Трансформация в современную восторженную похвалу
В античности под упадком культуры дифирамб утрачивает четкую структуру и превращается в вольное стихотворное или музыкальное сочинение на разные темы, часто далекие от культа Диониса.
В эпоху Возрождения европейские поэты пытались возродить античную форму дифирамба, но не всегда точно следовали ей. Дифирамбы - это теперь не столько подлинные хоровые оды, сколько произвольные литературные или музыкальные формы, имитирующие приподнятый, восторженный стиль древних дифирамбов.
В дальнейшем слово «дифирамб» стало обозначать всякую восторженную похвалу, преувеличенное восхваление чего-либо или кого-либо. Так, например, в русской литературе дифирамбы писали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, но это были уже не подлинные жанровые формы, а лирические стихотворения с элементами иронии.
Таким образом, в современном мире дифирамб - это скорее метафора, обозначающая восторженную похвалу, а не реальный литературный или музыкальный жанр, восходящий к античности.
Значение дифирамба в современном мире
В наши дни подлинный дифирамб как жанр древнегреческой литературы и искусства практически не встречается. Однако это слово продолжает употребляться в переносном значении.
Дифирамбы - это сейчас высокопарные, преувеличенно восторженные отзывы или речи, прославляющие кого-либо или что-либо. Чаще всего термин «дифирамб» применяется в ироничном ключе, обозначая излишне пафосную похвалу.
В музыке XX века композиторы порой обращались к слову «дифирамб» в названиях своих произведений, подчеркивая тем самым их воодушевленный, приподнятый характер (дифирамбы Шуберта, Метнера, Стравинского). Однако музыкальная форма этих сочинений не имела прямой связи с античным жанром.
Таким образом, в наши дни дифирамб сохраняет свое значение как символ восторженного славословия, но при этом утрачивает жанровую определенность и связь с первоначальным культовым назначением в Древней Греции.