Одним из видов деятельности человека, называемой интеллектуальной и характеризующейся высоким уровнем понимания, восприятия, объективности подхода к информационному полю, которое его окружает, является критическое мышление.
Много значений термина «критическое мышление» встречается в литературе, однако, очень часто они не находятся в согласии друг с другом. Однако это явление должно быть понятно одинаково всем: и преподавателю университета, и учительнице начальных классов, его должны понимать представители самых разнообразных этносов и культур, поэтому само определение должно быть максимально гибким.
Иногда критическое мышление еще называют направленным мышлением, потому что оно нацелено уже на получение определенного результата. Является тщательно обдуманным, взвешенным решением в отношении какого-нибудь суждения: должны ли мы принять, отложить его или отвергнуть, а также уровень уверенности, с которой мы это делаем.
Рассмотрим сначала те виды умственной деятельности, которые под определение "критическое мышление" не подходят. Важнейшей мыслительной операцией является запоминание, без которой учебный процесс невозможен, но оно кардинально отличается от критического мышления. Компьютер имеет память намного лучше, чем у любого из нам, однако, все понимают, что мышлением не является его способность запоминать. Однако по старинке, многие школьные учителя память ценят превыше любого мышления и на экзаменах и контрольных проверяют только объем памяти учащихся, но это является неправильным, следует ориентироваться на те виды умственной деятельности, которые намного сложнее.
С пониманием сложных идей связан другой вид так называемого «некритического мышления», без которого учебный процесс невозможен. Иногда как следует необходимо поработать головой на уроках литературы и истории, математики и биологии, для понимания того, что написано в учебнике, или что говорит учитель. Понимание является сложной мыслительной операцией, особенно, если материал нелегкий. К третьему виду «некритического» мышления относят интуитивное или творческое мышление. Сложнейшую работу проделывает мозг музыканта, художника, спортсмена, однако, они сами обычно этого даже не замечают. Такие мыслительные процессы являются неосознанными, как правило.
Отметим, технология развития критического мышления имеет основные положения, в которые входят три стадии, или фазы. Эти стадии в русском переводе имеют такие названия: вызов – (смысловая стадия), осмысление принятой информации(размышление), рефлексия. На этапе вызова, этапе осмысления, этапе рефлексии существуют конкретные стратегии и приемы. Развитие критического мышления происходит, когда появляются конкретные цели и мотивы для изучения нового.
Информация, которая помогает развить мышление, должна быть актуальной, таким образом, она лучше всего усваивается. Мотивировать к познавательной деятельности современного ученика очень трудно.
В конце двадцатого века в США была разработана технология критического мышления через письмо и чтение.
Для лучшей организации урока, используют разделение на стадии. Первая стадия называется «вызов». На каждом уроке его присутствие обязательно. На этой стадии возможно те знания, которые имеются у ученика по конкретной проблеме или теме актуализировать и обобщить; к изучаемой теме вызвать устойчивый интерес, а также ученика можно мотивировать к учебной деятельности; дома и на уроке ученика побудить к активной работе. Другие задачи преследует вторая стадия, имеющая название «осмысление». Здесь получают новую информацию, происходит ее осмысление и соотношение уже со знаниями, которые имеются.
На третьей стадии под названием «рефлексия» основным является обобщение и целостное осмысление информации, которая была получена, присвоение учеником новой информации и нового знания, у каждого из учащихся формируется собственное отношение к изучаемому материалу.