Красивейшим готическим храмом Бельгии считается действующая католическая церковь Богоматери в Брюгге, возвышающаяся в центральной части города. Это одно из самых ранних кирпичных строений во Фландрии. Ее башня - 115,6 метра - остается высочайшей структурой города и второй самой высокой в мире башней из кирпичной кладки. Помимо верующих, здесь ежегодно бывает множество туристов, привлеченных красотой средневекового зодчества и прекрасными творениями, содержащимися в церкви Богоматери.
История
Церковь основал англо-саксонский архиепископ Святой Бонифаций, ревностный распространитель христианства на Фламандских землях. В IX веке была построена часовня, которой управляло сообщество каноников Св. Мартина. Соборным храм стал с 1091 года, а примерно через десять лет началось возведение новой романской церкви. Ее строительство финансировал граф Карл I Фландрийский, прозванный Добрым и спустя столетия после смерти причисленный к лику святых. Сильнейший пожар 1116 года, испепеливший половину города, также повредил и храмовое строение. Следы фундамента первого молитвенного дома были найдены под алтарем нынешней церкви Богоматери во время археологических исследований 1979 года.
Еще до пожара храм начал приобретать значимые христианские реликвии, некоторые из которых были получены в дар при активном участии епископа Годебальда из города Утрехта, религиозного центра Нидерландов. Одним из таких раритетов стали мощи убитого в 754 году епископа города Майнца Святого Бонифация и реликвии его спутников. Останки хранились в оловянной раке, в начале XVII века для них был изготовлен серебряный ковчег, куда торжественно перенесли мощи и где они остаются в церкви Богоматери сегодня.
Возведение нынешнего храма началось в XIII веке, и за долгое время своего существования церковь не подвергалась крупным разрушениям. Наибольший ущерб был нанесен бесчинствами и грабежами в XVI веке иконоборцами, французскими оккупантами после революции 1789 года, немецкими оккупантами во время Второй мировой войны, а также ураганом 1711 года, когда ветер сорвал с главной башни крест и водостоки. В 1789 году прихожане выкупили здание церкви, которое вследствие событий, связанных с Французской революцией, было пущено с молотка.
Архитектура
Двухэтажный продольный главный неф построен между 1210 и 1230 годами. Это период, когда особенности готической архитектуры из Франции активно начали проникать во Фландрию, и центральный неф соответствует фламандскому стилю Шелдеготик (Sheldegotik), сочетающему романское и готическое зодчество. Второй этап строительства продолжался приблизительно с 1280 по 1335 год. В это время были воздвигнуты две филигранные лестничные башни на западном фасаде (1280), трансепт (поперечный неф), хор (алтарная часть здания), а в 1320 году закончилось возведение могучей Северной башни, доминирующей над городским пейзажем и сегодня. Конструкция достигала 122,3 метра, а сооружение 45 метрового шпиля завершилось спустя 20 лет.
В 1345 году второй северный неф был добавлен к центральному, а с 1450 по 1474 год выстроен южный его собрат. Эти два внешних нефа пятиступенчатого комплекса вместе с более поздними Райскими Вратами у основания башни представляют собой стиль готики Брабанта, провинции на севере Франции, архитектура которой оказала существенное влияние на фламандское средневековое строительство. В 1480 году была завершена ризница и часовня. Весь комплекс выглядит изящным, романтичным и величественным, о чем можно судить по многочисленным фото церкви Богоматери в Брюгге.
Интерьер
Если внешний облик церкви Богоматери восхищает, то ее внутреннее пространство производит еще более сильное впечатление. Кладка сводов из красного кирпича создает гармоничный контраст с каменными элементами. Изящные колоннады со стрельчатыми проемами воспроизводят форму высоких окон. Но более поражает богатство деревянных резных, живописных, скульптурных произведений сакрального искусства, собранных в этом храме за разные временные периоды. Здесь присутствуют шедевры живописцев Ван Остаде, Зегерса, де Крайера, Квеллина. Одно из полотен «Распятие» предположительно принадлежит кисти Ван Дейка.
Двухметрового размера мраморные статуи Двенадцати апостолов высятся на колоннах центрального нефа. Они словно сопровождают прихожан от входа к главному алтарю, над которым возносится величественное распятие работы 1594 года. Оно парит над молящимися и возносится к стрельчатым кирпичным сводам. Деревянная кафедра отделана восхитительной резьбой, а ее основная композиция в виде женской фигуры, восседающей на глобусе, символизирует христианскую веру, объемлющую весь мир.
Особые достопримечательности
Два великолепных саркофага - Карла Смелого, последнего Герцога Бургундского рода Валуа и дочери его Марии Бургундской, в церковном приходе содержатся с особым почтением, о чем свидетельствует их местонахождение — в хорном пространстве, под распятием за центральным алтарем. Каждый гроб сработан из черного мрамора и отделан бронзовыми геральдическими орнаментами. Полированные крышки саркофагов заполнены искусно отображенными в позолоченной бронзе фигурами усопших, коронованными, в полном парадном облачении, украшенными орденами Золотого Руна.
Подобно многим европейским храмам, под мраморными плитами церкви Богоматери захоронены останки некоторых почтенных прихожан. Несколько пустых камер XIV века из каменной или кирпичной кладки выставлены для осмотра под стеклянными витринами. На их оштукатуренных стенках можно увидеть хорошо сохранившиеся сакральные изображения.
Особым событием для церкви был отмечен 1468 год. Здесь проходил II капитул влиятельного и могучего ордена Золотого Руна, который почтил своим присутствием английский король Эдуард IV, чей герб размещен над колонной у хоров. Гербы тридцати рыцарей, членов капитула, находятся над скамьями.
Алтарь большой часовни в южной галерее содержит главное, в духовном и художественном отношении, сокровище церкви — белоснежное мраморное изваяние Девы Марии с младенцем работы гениального Микеланджело.
Мадонна Брюгге
Церковь Богоматери в Брюгге получила эту статую в 1504 году благодаря двум горожанам, богатым торговцам тканями братьям Яну и Александру Мускронам, которые купили произведение за 4000 флоринов. Это единственная скульптура Микеланджело, которая покинула Италию при жизни великого ваятеля. Произведение значительно отличается от других ранних работ скульптора той же тематики. Вместо благочестивой юной девы, улыбающейся младенцу на руках, Микеланджело изобразил Марию, слабо удерживающую сына левой рукой и глядящей вниз, правее него. В ее лице воплощена нежность и печаль, словно матери известна жертвенная участь ее ребенка. Иисус стоит вертикально, почти не поддерживаемый Марией, и словно собирается отойти от нее.
Вероятно, композиция создавалась для алтаря, но она не соответствует многим требованиям, предъявляемым церковными канонами. «Мадонна с младенцем» разделяет некоторое сходство с «Пьетой» Микеланджело, скульптурой Мари, оплакивающей Христа, которая была закончена незадолго до этого. Общность заметна в эффектах светотеней и мраморных складках драпировки, но главным образом подобие прослеживается в удлиненном овальном лице Марии с выражением смиреной печали, что также напоминает «Пьету». Скульптура производит сильное психологическое воздействии даже на людей, равнодушных к религии, а у верующих, говорят, она вызывает истинный благоговейный трепет.