Методологические основы психологии являются предметом споров теоретиков на протяжении многих лет. И если в экспериментальной части научные исследования все-таки опираются на теоретическую базу, то в прикладной работе присутствие такой основы неочевидно.
Проблема состоит еще и в том, что каждое психологическое направление устанавливает свой собственный понятийный аппарат. Так что методология психологии в практической работе является достаточно неопределенной.
Попробуем разобраться, существуют ли принципы, объединяющие различные направления практической работы с людьми.
Основным направлением любого подхода к оказанию психологической помощи человеку является работа с жизненными проблемами. Поэтому имеет смысл рассмотреть теоретическую базу консультирования на этом примере.
Психолог-консультант, какого бы направления он ни придерживался в своей работе, обязательно использует лишь те понятия, которые ясны ему самому. А значит, методологические принципы консультирования обязательно предполагают определение жизненной проблемы.
Психологи и психотерапевты, со всей разобщенностью их взглядов, сходятся на том, что жизненная проблема – это в первую очередь сложная эмоциональная негативная ситуация, в которой перед человеком появляются трудности в удовлетворении внутренних потребностей. Это проявляется в несовпадении между стремлениями, желаниями, целями и реальными возможностями их достижения.
Все мы ищем выход, средство от невзгод, задумываемся над тем, как сделать жизнь проще и легче. Опираясь на методологические основы психологии, а точнее принцип субъективности, можно предположить, что не существует единственно правильных решений для всех людей. И каждый по-своему ищет выход, принимает решения исходя из своих психологических особенностей. Каждый выбирает приемлемый для него выход из проблемной ситуации.
Итак, вторым принципом, который используется многими психологами, является принцип субъективности или индивидуальный подход к каждому человеку.
Техник и стратегий работы с людьми и их жизненными проблемами существует столько же, сколько психологических школ.
Это происходит потому, что понимание предмета психологии в корне различается в разных подходах. Представители бихевиорального направления видят своим предметом поведение человека. Течения, возникшие совсем недавно, названные новым культурно-психологическим подходом, заявляют предметом психологии душу. Существуют и другие точки зрения. Так что выбор техник работы будет определяться каждым подходом по-своему в зависимости от предмета. И здесь вряд ли возможно найти единую основу.
Например, если рассматривать психологию как науку о душе, то жизненные проблемы будут восприниматься как возможность для души стать совершеннее, а стало быть, работа с ними будет идти не по принципу преодоления, а с точки зрения раскрытия в себе новых качеств, благодаря которым задачу можно будет решать успешнее.
Еще одним важным принципом, свойственным всем без исключения психологическим направлениям, является видение человека целостно и в развитии.
Методологические основы психологии указывают на то, что личность развивается в процессе жизни, она склонна не только к адаптации, но и к преодолению собственных границ.
Следовательно, принцип развития также является основополагающим для работы с людьми. Без него любая психологическая деятельность оказалась бы бессмысленной.
Лишь благодаря своей способности к изменению и развитию, личность может научиться справляться с жизненными трудностями самостоятельно или с помощью психолога.
Таким образом, мы рассмотрели некоторые методологические основы психологии как науки, имеющей, прежде всего, прикладное значение.
Учитывая данные принципы в работе, консультант может использовать разнообразные методы помощи людям и расширять круг используемых техник.