Психологическая характеристика ученика - это один из необходимейших документов, который используется в работе не только школьного психолога, но и педагогов, работающих в классе, и классного руководителя. У нее сразу нескольких функций. Во-первых, с помощью характеристики можно составить углубленный психологический портрет школьника. Во-вторых, она поможет новым педагогам быстрее ознакомиться с учащимся, учитывать в работе с ним особенности его характера. Данный документ также может способствовать более тесной работе с семьей обучающегося, в результате чего можно добиться более эффективных результатов в воспитании и развитии ребенка.
Единой формы, по которой составляется психологическая характеристика, на сегодняшний день нет. Поэтому чаще всего психологу достаточно следовать общим рекомендациям по ее написанию, если в учебном учреждении не предусмотрено иного оформления.
Основные требования, которые предъявляются к данному документу следующие. Большая часть текста должна описывать индивидуальные особенности ребенка, которые могут проявиться не только в общешкольной, но и во внеурочной деятельности. При этом желательно, чтобы здесь не содержалось лишних сведений. Язык документа лучше сохранить научный, так как преобладание в нем специальных терминов может усложнить восприятие информации.
Для того чтобы изучить учащегося, специалист должен быть хорошо подготовлен. Это значит, что он обязан подобрать необходимые тесты, направленные на изучаемые качества личности.
Помимо общих сведений о ребенке, следует указать данные о его семье (состав, социальный статус, стиль воспитания) и состоянии здоровья. Для этого психологу необходимо наладить контакт с врачом образовательного учреждения, а также родителями учащегося. Далее описываются наблюдения классного руководителя о школьнике.
Психологическая характеристика ученика содержит сведения о его общем развитии, интересах и склонностях. В документе можно выделить несколько разделов, каждый из которых будет начинаться новым абзацем, в котором указываются особенности познавательных процессов школьника. Например:
- внимание: произвольное, развито слабо, ребенок быстро утомляется;
- вербальный интеллект: диалогическая речь развита слабо, ограниченный общий кругозор.
Психологическая характеристика должна содержать сведения о таких индивидуальных особенностях, как характер деятельности ребенка, обучаемость, общение со взрослыми и сверстниками и т. д. Можно указать и то, как школьник относится к критике в свой адрес: враждебно, равнодушно, благожелательно.
Указывается в данном документе общая характеристика классного коллектива, а также место учащегося в нем. Стоит отметить и то, какие нравственные ценности и убеждения имеет школьник, то есть его представления о дружбе и порядочности, чести и совести.
Психологическая характеристика класса должна содержать примерно те же сведения, только обобщенные, касающиеся всего коллектива.
Так, здесь обязательно указывается не только численный состав, но и то, каких национальностей учатся дети (этнические традиции могут влиять на мировоззрение и ценностные установки школьников). Помимо этого, описываются социометрические характеристики коллектива, среди которых сплоченность, количество "звезд", "изолированных" и т. д. Также в документе можно отобразить типы темперамента, которые имеются в классе, и в каком они соотношении. Последний пункт важен, так как это поможет учителям учитывать в работе темп учебной деятельности и личные качества учеников.
В конце документа необходимо написать выводы и рекомендации для педагогов, работающих с данными детьми или одним ребенком, основанные на психологических исследованиях и индивидуальных характеристиках школьников.