Сейчас человеку трудно представить, что когда-то жизнь общества организовывалась без государства и его разнообразных политических институтов. Ведь именно в них сосредоточена вся сила власти. Однако история показывает, что в начале цивилизации государству предшествовало общество как общность людей. Так, проблемы примитивной орды охотников решал единственный лидер, то есть вождь. Вместе с появлением племен возник и совет старейшин, на котором разрешались различные споры, обговаривались главные дела. Для регулирования человеческих отношений в этот период достаточно было существовавших обычаев, традиций и норм.
То есть государство появилось не моментально. Оно стало результатом постепенного исторического развития. Античные философы причины возникновения государства видели в усложнении форм человеческого общежития. Они считали этот процесс вполне естественным. Аристотель, например, предложил следующую гипотезу, объясняющую причины возникновения государства. Сначала люди соединялись в семьи. Когда их собиралось несколько, получалось селение. И только на последней стадии данного процесса возникает государство как форма человеческого общежития, в котором граждане уже подчиняются силе закона. Одновременно появляется и политическое устройство.
В средние века происхождение и сущность государства стали рассматривать с религиозной точки зрения. Населению внушали, что это институт власти на земле, установленный самим Богом. Даже современный католицизм согласен со взглядами Фомы Аквинского на причины возникновения государства. Он напоминал людям, что власть связана с законами божественными и призывал ей повиноваться.
С теократическими теориями тесно связаны этические. Они рассматривают государство как воплощение закона, общего для всех, моральной идеи. Гегель считал, что оно являет собой самую высокую ступень, на которой восстанавливается единство, разрушенное ранее борьбой между индивидом и группами.
В Новое время Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо выдвинули договорную теорию, согласно которой люди, жившие без государства, решили сознательно его создать (заключили договор), чтобы все имели одинаковые права и свободы.
Сторонники теории завоевания (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович) считают, что они очень реалистично объясняют данное явление. По их мнению, государства и классы возникают в результате завоевания племен друг другом.
Иначе рассматривает этот процесс марксистская теория. Ее представители видят причины возникновения государства в потребности экономически сильного класса иметь свою политическую организацию, чтобы подавлять классовых противников. То есть оно появилось на том уровне развития сил производства, когда произошло разделение труда, возникла частная собственность, а следовательно, неравенство имущественное и раскол общества на противоположные группы.
Существуют также попытки объяснить причины возникновения государства психологическим фактором. Сторонники данной теории – Ж. Бюрдо, М. Ковалевский. Согласно ей, лидеры влияли на толпу, нуждающуюся в руководстве, гипнозом, харизмой и таким образом творили государства.
В современной политологии царит синтетическая точка зрения на причины и формы возникновения государства. Она учитывает несколько факторов, в комплексе влияющих на данный процесс. Это и религиозные, и социально-экономические, и моральные, и психологические, и военные. Впрочем, основная причина все же видится в эволюции хозяйственной деятельности людей. После того как повысилась производительность труда, появился избыточный продукт, общество стало расслаиваться, в зависимости от количества имущества. Чтобы закрепить свое положение и защитить материальные ценности, людям понадобились специальные правила, нормы, структуры. Так в политике и появились первые институты управления, которые на том этапе еще опирались не только и не столько на закон, сколько на силу оружия.