Необходимость отдать долг Родине, отслужить, получить воинские навыки в России традиционно вступает в конфликт с нежеланием ломать себя под беспощадную тупость армейской системы и подвергаться унижениям. Сейчас, когда выражение «права человека» в нашей стране уже не пустой звук, все меньше становится желающих чистить снег мусорным совком, получать от «дедушек» затрещины, и ежедневно отстаивать свое право называться человеком.
Некоторые изменения в ситуацию внесло уменьшение срока службы. Благодаря этому решению количество уклонистов начало хотя и медленно, но снижаться. Однако главную проблему это не решает, и не снимает наболевшие вопросы – почему детям чиновников, бизнесменов и депутатов априори не нужно служить в армии? Как прошел закон о том, что молодые люди, уехавшие за границу (читай – отправленные на учебу в Европу) освобождаются от военной службы? Почему военкоматами игнорируются «непризывные» заболевания и права призывников на обжалование решения призывной комиссии?
Когда права игнорируются, приходится защищать их самостоятельно. Необходимо знать, что все призывные мероприятия не должны проводиться вне сроков, установленных для весеннего и осеннего призыва. Розыск призывников, их насильственное доставление в военкомат можно оспорить в суде. При прохождении медицинского освидетельствования необходимо делать результаты проведенных исследований в двух экземплярах, чтобы при необходимости можно было доказать факт игнорирования «непризывных» заболеваний.
В отдельных случаях для общения с работниками военкоматов нелишним будет использовать цифровой диктофон. Дело в том, что нередки случаи, когда лица, ответственные за призыв, подходят к решению поставленной перед ними задачи с нездоровым рвением. Они угрожают призывникам либо предлагают им сделки, обещая отправить их в «теплые» места, устраивают «засады», «ловлю на живца» и другие незаконные способы отлова уклонистов.
Другая категория работников военкоматов – это те, которые больше пекутся о своих собственных интересах в ущерб государственным, и вымогают взятки, предлагая решить вопрос с армией полюбовно. По этой причине цифровые диктофоны могут уравнять шансы в борьбе призывника за свои права. К сожалению, в самый ответственный момент – во время прохождения медицинской комиссии диктофон с собой не возьмешь, даже если он такой же миниатюрный, как
Стоит упомянуть, что проходя медкомиссию, призывник обязан предстать в неглиже перед самым разным персоналом военкомата, в том числе и перед теми, кто не имеет никакого отношения к медицинскому осмотру. Еще не будучи военнослужащим, призывник должен в одних трусах стоять навытяжку перед людьми в погонах, докладывать о своем прибытии – другими словами, делать то, что он имеет полное право не делать. В этот момент призывная комиссия будет осматривать его с головы до пят, как недоверчивый крестьянин осматривает лошадь на базаре.
Служить своей Родине – долг каждого молодого человека, который здоров. Однако выполнение этого долга не должно быть унижением, и не должно быть в мирное время сопряжено с риском для здоровья и жизни.