Эффективность и конкурентоспособность любой фирмы будет в той или иной мере определяться особенностями ее построения. Организационная структура компании должна учитывать следующие законы:
соответствие ее стратегической цели развития фирмы;
адаптивность функций и структуры, то есть приспособленность к новейшим условиям и непредвиденным обстоятельствам;
эффективное воздействие на итоговые экономические показатели проекта на каждой фазе его жизненного цикла;
обеспечение оптимального уровня руководства, которое должно грамотно делегировать свои полномочия;
формирование системы индивидуальной ответственности, когда за реализацию какой-либо функции либо проекта будет отвечать конкретный исполнитель (тот, кто ее реализует);
она должна обладать стандартным уровнем управляемости.
Организационная структура компании может быть нескольких типов. Рассмотрим более подробно основные из них.
Классическая линейно-функциональная организационная структура компании является устаревшей, поскольку отличается своей простотой. Процесс управления осуществляется "сверху-вниз", а каждый отдел четко выполняет свое назначение. Но в настоящее время она редко используется. Исключение составляют мелкие и средние фирмы, а также подразделения крупных.
Дивизиональная организационная структура компании характерна для больших предприятий. Здесь обычно выделяются крупные автономные производственно-хозяйственные подразделения (отделения, дивизионы) и соответствующие им уровни управления. Помимо этого, им предоставляется оперативно-производственная самостоятельность и ответственность за получение доходов.
Существуют следующие дивизиональные типы:
Продуктовые фирмы, которые выделяются с учетом предоставляемых услуг и выпускаемой продукции. Например, организационная структура страховой компании.
Региональные фирмы, которые формируются по региональному признаку, в зависимости от тех территорий, которые они обслуживают.
Организационная структура управляющей компании, которая ориентируется на определенного потребителя. Подобных вариантов имеется большое количество.
Адаптивная организационная структура компании характеризуется рядом показателей:
отсутствует бюрократическая регламентация деятельности в органах управления;
нет разделения труда в соответствии с видами работ;
гибкость в структуре управления с децентрализацией в принятии решений, индивидуальной ответственностью каждого сотрудника за общий результат;
она способна сравнительно легко и быстро изменить форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям;
ориентирована на ускоренное исполнение даже очень сложных проектов, проблем и комплексных программ, и все это при ограниченном времени;
органы управления являются временными.
Среди выделенных структур самой распространенной в современных экономических условиях является дивизиональная. Но она станет наиболее эффективной и наиболее предпочитаемой при учете следующих условий:
в крупных компаниях, если планируется расширение производственных и хозяйственных операций;
на предприятиях с наличием широкой номенклатуры выпускаемой продукции;
в организациях, в которых сильно диверсифицировано производство;
на стабильных фирмах, где производство практически не подвержено рыночным колебаниям;
если компания начинает интенсивное проникновение на зарубежный рынок либо же она осуществляет деятельность в расширенных международных масштабах, на нескольких рынках.
Но каждая компания должна структурироваться в соответствии со своими стратегическими и тактическими целями.