Сегодня многие родители, к большому сожалению, недооценивают важность развития у своего ребенка такого психического процесса, как воображение. Мамы и папы, как правило, переживают лишь за здоровье детей и их подготовку к школе. Конечно, заботиться о том, чтобы малыш рос крепким и выносливым, просто необходимо. А вот что касается второго вопроса, то здесь родители порой перегибают палку. Они начинают обучать свое чадо чуть ли не с пеленок, превращая все то, что находится вокруг него, в своеобразную школу. Жизнь маленького человечка в таком случае начинает подчиняться практически одной задаче. Его начинают готовить к школе, причем взрослые стремятся сделать это как можно лучше. К сожалению, подобный подход не оправдывает себя. На сегодняшний день все большее количество детей отличаются начитанностью, умением пользоваться компьютером, они обладают многими знаниями, но при этом психологически совершенно не готовы к роли учеников.
А дело все в том, что ведущей деятельностью для дошкольников является игра, во время которой у них развивается такая способность, как воображение. И если малыш в своем возрасте недоиграл и недофантазировал, то учеба в школе будет даваться ему с трудом. Ведь готовность к образовательному процессу - это вовсе не сумма каких-либо навыков, умений и знаний. Она выражается в цепи психического развития, которая приводит к появлению «умных» эмоций и способности предвосхищать исход тех или иных событий, выйдя за их границы.
Роль воображения
Что же означает это понятие? Под воображением мы подразумеваем способность человека к созданию новых образов, которые возникают на основе воспоминаний о различных чувствах, ощущениях и пережитых событиях. Тот, кто способен на это, видит мир широко и многообразно. Воображение непосредственно связано с памятью и эмоциями, а также с восприятием всего окружающего. Именно поэтому развитие этой способности оказывает большое влияние на общее становление личности.
Воображение, представляя собой определенную форму психики, находится между восприятием и мышлением. При этом оно продолжает оставаться отделенным от этих двух процессов. Стоит отметить, что воображение – это явление абсолютно необходимое. Дело в том, что результатом данного процесса являются все культурные достижения, которыми обладает человеческое общество. И в этом уже наблюдается связь воображения с творчеством.
Подобный процесс, кроме того, тесно связан с познанием. Последнего без этой способности вообще быть не может. Ведь изучить какой-нибудь материал без того, чтобы создать мысленные образы, просто невозможно. Отсюда же вытекает и связь воображения с логическим мышлением. Порой рациональный подход к решению задачи бессилен. В таком случае человек должен включить свое воображение. Оно позволит ему достроить недостающие детали. Подобные вымышленные элементы будут существовать до тех пор, пока не обнаружатся истинные связи. Таким образом, воображение является прекрасным стимулом логического мышления.
Функции воображения
Как видим, способность человека создавать мысленные образы чрезвычайно важна для его жизни. Это также становится понятным и при изучении пяти функций воображения. Среди них:
- Представление действительности образов и их использование при решении поставленных задач. Подобная функция имеет непосредственную связь с мышлением и органически входит в него.
- Регулирование различного рода эмоциональных состояний. Развитие воображения и творчества позволяет человеку отчасти удовлетворять многие свои потребности, снимая при этом возникающую напряженность.
- Непосредственное участие в произвольном регулировании познавательных действий и состояний, в том числе внимания и восприятия, речи, памяти и эмоций. Человек, который вызывает в своем уме те или иные образы, способен обратить внимание на нужные события. Благодаря этому у него возникает возможность управления высказываниями, воспоминаниями и восприятием.
- Формирование индивидуального плана действий, который создается в уме с помощью манипуляции образами.
- Программирование и планирование деятельности, а также оценка процесса реализации и его правильности.
Родители, помогающие ребенку развить его воображение вместе с другими способностями, значительно повышают шансы чада найти свое место в будущем. И это направление должно непременно приниматься во внимание во время занятий с детьми.
Виды воображения
Психологами выделяется три вида этой способности, каждый из которых зависит от способа его формирования. Итак, воображение бывает:
- Воссоздающим. В этом случае формирование образа происходит на основе информации, полученной из самостоятельно прочитанной книги или услышанной истории.
- Творческим. В этом случае ребенок фантазирует только с помощью своего ума, не опираясь на какие-либо события и факты. Подобный вид воображения является самым продуктивным. Его развитием и следует заниматься родителям и воспитателям.
- Неуправляемым. При наличии такого воображения ребенок не только создает в своей фантазии определенные образы, но и сам начинает «жить» в придуманном им мире. При этом малыш пытается всеми силами доказать реальность своих фантазий. Подобный вид воображения нередко можно наблюдать у детей, которые живут в проблемных семьях.
Механизм воображения
Рассматриваемый процесс психологи относят к крайне сложным. Начинается он с восприятия внутренних и внешних составляющих, лежащих в основе опыта человека. Далее полученная информация проходит непростую переработку. Все сложное целое разделяется на части. Одни из них сохраняются в памяти, а другие забываются. Подобный процесс носит название диссоциации. Далее полученные данные подвергаются некоторым изменениям. Они представляют собой увеличение или уменьшение объемов впечатлений. Следующий этап состоит в ассоциации, то есть в объединении измененных элементов. В заключение действия механизма воображения представляют собой приведение комбинации отдельных образов в систему. Это и позволяет выстроить довольно сложную картину.
Воображение как основа творчества
Вся деятельность человека делится на два вида, каждый из которых имеет свои особенности. Первый из них – репродуктивный, или воспроизводящий. Второй вид деятельности - комбинирующий.
Воспроизводящая работа представляет собой прежний опыт человека, который обеспечивает его приспособленность к устойчивым и привычным условиям жизни. Вполне реальной данная деятельность становится благодаря пластичности мозга, вещество которого изменяется и сохраняет в себе следы подобного воздействия.
При комбинирующем, или творческом поведении человека, на первый план выходит создание им новых образов и элементов. Это позволяет людям изменять свое настоящее и созидать будущее. Именно такая творческая деятельность, в основе которой лежит комбинирующая способность мозга, в психологии носит название воображения. А при создании новых, но в то же время сказочных, нереальных идей, невозможных объектов и ситуаций, она именуется фантазией.
Воображение и творчество являются понятиями неразделимыми. Создание новых образов и идей проявляется практически во всех сторонах жизни человека. Оно делает возможным техническое, научное и художественное творчество. Именно поэтому стоит опровергнуть то определение воображения, которое бытует на житейском уровне. Ведь чаще всего оно считается тем, что в реальности не несет в себе абсолютно никакого практического значения.
Понятие творчества
Что мы говорим об избранных людях, гениях, плодами трудов которых стало создание великих художественных произведений, серьезных научных открытий, а также изобретений, позволивших провести усовершенствования в области техники? Мы считаем их творческими людьми. Однако данная способность присутствует не только в описанных случаях. Творчество имеет место везде, где человек комбинирует и воображает, изменяет что-либо или создает новое. И неважно, великими ли окажутся результаты его деятельности или нет. Ведь огромнейшая часть всего того, что уже создано человечеством, составлено из крупиц индивидуальных элементов фантазии, воображения и творчества большого количества людей. Разумеется, создание великих шедевров остается прерогативой гениев. Однако воображение и творчество все же считаются теми способностями человека, без которых он не сможет существовать. Причем они просто необходимы людям в их каждодневной жизни.
Проявляется воображение и творчество в детском возрасте. Особенно ярко это становится заметно при наблюдении за играми дошкольников. Ведь каждый ребенок при этом использует творческую переработку ранее пережитых им впечатлений. Он комбинирует полученную мозгом информацию и строит из нее новую действительность, которая полностью отвечает всем влечениям и запросам маленького человека. Именно в умении создания построения и комбинирования старого в новых сочетаниях и находят свои проявления творчество и воображение дошкольников.
Приемы создания новых идей
Каковы отличительные особенности воображения и творчества? Ими являются их приемы, то есть способы, с помощью которых создаются новые образы.
- Агглютинация. Этот способ представляет собой соединение вместе различных частей, которые невозможно представить рядом в повседневной жизни. Примером сочетания воображения и творчества являются такие классические персонажи сказок, как человек-птица или человек-зверь.
- Гиперболизация. Подобный способ мышления в воображении и творчестве представляет собой парадоксальное уменьшение или увеличение либо всего предмета, либо отдельно взятых его частей. Такой прием нам известен по некоторым сказочным персонажам, среди которых Гулливер, Карлик Нос, а также Мальчик-с-пальчик.
- Схематизация. Данный способ создания фантазийных образов представляет собой слияние отдельных представлений, до полного сглаживания их различий. Примером тому может служить любое схематическое изображение.
- Типизация. Для данного способа мышления и воображения в творчестве характерно выделение некоего существенного факта, который повторяется в однородных явлениях и воплощен в отдельно взятом конкретном объекте. Примером могут служить представления о профессиональных образах врача, рабочего и т.д.
- Акцентирование. В этом случае роль воображения в творчестве состоит в особом подчеркивании определенных признаков, свойств и черт объекта, выделения какой-то детали или части. Классический пример данного способа – карикатура и шарж.
В основе создания образов всегда лежат аналогия и синтез. Первое из этих двух понятий порой бывает ступенчатым, отдаленным, непосредственным или близким. Например, если рассматривать форму самолета, то он напомнит парящую птицу. Такая аналогия является близкой. Космический корабль относится к отдаленному виду данного понятия. В этом случае имеет место аналогия с морским кораблем. Синтез же служит специфическим обобщением при создании целостного и сложного образа.
Изодеятельность
Велика роль воображения в детском творчестве. Именно поэтому работа над его развитием становится одним из основных направлений деятельности ДОУ. Чаще всего развитие воображения и творчества детей осуществляется на занятиях по рисованию. Здесь детям предлагается:
- изобразить свою мечту или настроение, которое было в течение дня;
- нарисовать друзей, семью, себя, а также то, что ребенок считает в своей жизни самым интересным, важным, любимым, волшебным и загадочным;
- придумать, а после изобразить по точкам, линиям и дугам с использованием геометрических форм различные фигуры фантастических растений и животных, а также придумать их названия.
Детское рисование вызывает интерес исследователей уже больше столетия. Изображение, сделанное ребенком, тщательно изучается представителями различных наук. Искусствоведы стремятся найти в нем истоки творчества. Психологами делаются попытки заглянуть в своеобразный внутренний мир маленького человека. Педагогами по детским изображениям подыскиваются оптимальные пути передачи знаний, которые способствовали бы всестороннему развитию личности.
Что же представляет собой рисование? Прежде всего, оно является наиболее доступным средством самовыражения. Дети изображают на бумаге то, о чем они думают, вкладывая в картинку свое отношение к окружающему миру. Таким образом, рисование можно считать не только забавой, но и творческим трудом, который подключает мускульно-осязаемые, двигательные и зрительные анализаторы. Кроме того, подобные занятия развивают внимание и речь, память и мелкую моторику. Они обучают ребенка анализировать и думать, сравнивать и соизмерять. При этом замечательно развивается в детском возрасте воображение, и творчество приносит малышу радость.
А начинается все с обычных каракуль. Их малыш ставит на бумаге, манипулируя карандашами при подражании действий взрослых. Несколько позже движения ребенка становятся более разнообразными и точными. Он начинает осознавать функцию карандашей.
После того как увеличивается роль воображения в творчестве малыша, он начинает изображать придуманные им объекты. Несколько позже, благодаря влиянию взрослых людей, на бумаге начинают появляться изображения машин и цветов, деревьев и домов. Воображение и творчество детей переходят на новый уровень. Дети отстраняются от шаблонов и начинают изображать то, что им особенно интересно. Это могут быть объекты фантастического мира (принцессы, феи, колдуны и т.д.), а также предметы из реальной жизни.
Стоит отметить, что те качества, которыми обладает воображение, а именно оригинальность и яркость, устойчивость, широта и произвольность, возникают вовсе не спонтанно. Они формируются при условии постоянного влияния на ребенка со стороны взрослых. Подобная работа по развитию детского воображения и творчества должна быть направлена на обогащение и уточнение восприятия ребенком окружающего его мира. Взрослые не должны навязывать детям готовых тем. Им нужно помогать малышу знакомиться с действительностью, что позволит развить способность оперирования образами для создания новых идей.
Благодаря использованию различных видов воображения воображение и творчество к школьному возрасту должны выйти на качественно новый уровень. В этот период ребенку необходимо отличаться наличием таких психических образований, как рефлексия, внутреннее планирование действий и произвольность. Благодаря этим качествам у детей возникает новый вид воображения – произвольное создание новых идей с одновременным присутствием творческой переработки имеющихся представлений.
Получение жизненного опыта
Развитию воображения малыша, а, следовательно, и его творческой деятельности, поможет богатая палитра переживаемых им впечатлений. А для этого взрослым необходимо:
- давать ребенку пробовать новые ароматы и вкусы;
- разнообразить его тактильные ощущения;
- ходить с малышом в музеи, на спектакли и концерты;
- путешествовать;
- выезжать на природу;
- играть на любых подручных инструментах (ложках, кастрюлях и т.д.).
Чтение
Развитию воображения помогут и рассказы взрослого о приключениях и далеких странах, о жизни людей и т.д. Когда ребенок слушает чтение родителей или воспитателей, он начинает фантазировать, представляя себе портреты героев книги, сюжет повествования, страны, где происходят описываемые события, и обогащает собственный запас образов и слов.
Помимо прослушивания сказок и рассказов ребенку необходимо давать возможность самому сочинять истории. Малыш должен учиться создавать своих персонажей и выдумывать сюжеты. А если он при этом становится главным героем таких рассказов, то это обязательно укрепит чувство собственной значимости.
Игры
Это один из самых лучших видов деятельности детей, способствующий развитию творческого воображения. Игры могут быть разными, но особенно взрослым следует поощрять их в том случае, когда ребенок в качестве основных героев использует вымышленных персонажей. Это может быть, например, рыцарь или волшебник. Такой герой позволит малышу почувствовать себя могущественным и сильным, осознав при этом, что он может быть тем, кем пожелает. Такие игры, кроме всего прочего, прекрасно развивают самодисциплину. Ведь правила придумываются самим ребенком, который после неукоснительно их исполняет.
При создании и проигрывании вымышленных ситуаций малыши учатся творчески мыслить и начинают решать возникающие проблемы. Многочисленными исследованиями было доказано, что дети, имеющие богатое воображение, по мере своего взросления всегда находят идеи, позволяющие им справляться с непредвиденными обстоятельствами, находить выход из сложной ситуации и творчески подходить к решению поставленных задач.