Множество хадисов подчеркивает тот факт, что совершать намаз очень важно. Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане обращаются к прописанным в хадисах правилам. Наименование данной молитвы переводят как нечетный. Все дело в том, что в ней нечетное число ракаатов. Рассматривая то, как совершать намаз Витр по Сунне, мусульмане обычно выбирают 3 ракаата.
О времени
Четко регламентируется и время отправления данной молитвы. Так, время намаза Витр – после молитв Иша, оно длится до зари. Выстаивание данной молитвы – сунна, которая была узаконена в Шариате. Вместе с тем, имам Абу Ханифа считал ее ваджибом.
О порядке
Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане указывают два различных способа. Согласно первому, необходимо совершить 2 ракаата. Уже после совершается дуа «Кунут» до поясного поклона.
Второй способ заключается в выполнении трех ракаатов, но с отличиями от молитвы Магриб. В данном способе не нужно совершать земного поклона после второго ракаата. Он сразу начинает третий ракаат. Помимо этого, определяя, как совершить намаз Витр, мусульмане решили читать последнюю часть – третий ракаат - до поясного поклона.
Витр порой рассматривают как часть ночных молитв, которые тоже считаются сунной. После того, как читать намаз Витр, важно закончить его дополнительным ракаатом. Молитва читается как после Иша, так и перед отходом ко сну. Имамы, указывая, как совершить намаз Витр, отмечают, что особенно благодатно читать его в последней трети ночи. Но если верующий испытывает страх того, что посреди ночи с такой целью не проснется, лучше прочитать его перед сном.
О значении
Согласно преданиям, пророк Мухаммад совершал намаз Витр каждый день. Это одна из основных молитв, восполняющих неточности либо погрешности, которые допускаются при совершении фардов. Отвечая на вопрос, обязателен ли намаз Витр, посланник Аллаха говорил, что такая молитва является обязанностью для каждого мусульманина.
Инструкция
Витр совершается так же, как и три ракаата фарда вечерних молитв, исключая намерение, короткие суры. Важно отметить, что, если мусульманин еще не выучил дуа Кунут, он может поначалу заменять его на дуа.
После того, как был прочитан дуа, делается поясной поклон. Шафииты дуа читают в третьем ракаате, не поднимая кисти рук, как ханафиты. Когда мусульманин выполнил поясной поклон и поднялся, он не сразу опускается в земной поклон. Он сначала прочитывает дуа Кунут, а затем завершает молитву земным поклоном.
Надо ли возмещать Витр?
Богословы считают, что в случае пропуска Витра не имеет смысла возмещать его – это не грех. В то же время человек, пропустивший данный намаз, лишается благ, которые содержатся в следовании сунне Пророка. Если человек намеревался совершить данную молитву, но проспал, Пророк рекомендовал проснуться и совершить ее. Таким образом, восполнять Витр можно, если было пропущено нужное для молитвы время.
Многие считают, что восполнять данную молитву обязательно. Однако, некоторые указывают, что это делать не нужно, хотя и запрета на это нет. Есть споры и по поводу времени, в течение которого молитву, которая была пропущена, можно восполнять. Согласно одной из версий, восполнять ее можно до утренних молитв. Согласно другой – до того, как Солнце войдет в фазу зенита. А кто-то указывал, что восполнением можно заниматься до послеполуденной молитвы. Есть еще одно мнение: восполнять Витр можно в течение последующих лет в ночное либо дневное время.
Другие молитвы после намаза Витр
У некоторых мусульман возникают вопросы, можно ли отправлять другие молитвы после того, как был совершен намаз Витр? Пророк совершал по 2 ракаата дополнительных молитв после совершения Витра. То есть, когда Витр не отложен на конец ночи, а отправляет в начале ее, после такого намаза допустимо читать еще молитвы. Но повторно заниматься прочтением Витра при этом нельзя. То есть более одного Витра за одну ночь не допускается.
Несмотря на то, что данная молитва заключительная, когда человек совершает ее в начале ночи, боясь проспать, а после просыпается до начала времени утренних молитв, он может заниматься прочтением дополнительных молитв – к примеру, Тахаджуд, не читая снова Витр-намаза.
Намаз Витр для женщин
Весьма частый вопрос – как совершать намаз Витр для женщин? На первом ракаате, когда мужчины поднимают руки по направлению ладоней к Кыблы, женщины поднимают руки с таким же направлением, но с сомкнутыми пальцами таким образом, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч.
Во время стояния в Кыяме, когда мужчины кладут правую руку на левую, обхватывая пальцами кисть левой руки, женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.
После, когда совершается поясной поклон, мужчины руки кладут на колени, сохраняя прямыми ноги и спину, а женщины сгибают колени и спину не полностью, пальцы же они собирают вместе.
При выпрямлении, уже после того, когда было произнесено «Раббна лякяль хамд», совершается земной поклон. Во время него, когда мужчины локтями не касаются земли, женщины локти прижимают к бокам, а ногами не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа.
После, во время совершения сидения между двумя поклонами, лоб отрывается от земли, человек садится на колени. Мужчины садятся на левую ногу, а пальцами правой ноги указывают в направлении Кыблы. Женщины же садятся на левое бедро, подбирая под себя обе ноги и направляя стопы в правую сторону, пальцами обращаясь к Кыбле.
Выходя из суджуда, нужно поднять голову, руки и подняться с колен. Мужчины, читая второй ракаат, складывают руки на животе, а женщины на груди.
Далее, уже во время последнего сидения, произносится «Аллаху Акбар», мужчины снова садятся тем же образом, и то же совершают женщины.
О разногласиях школ
О том, как правильно совершать намаз Витр, спорило множество школ и ученых. В ханафитских и маликитских богословских школах лучшим вариантом было признано совершение трех ракаатов. Порядок, согласно их версии, должен быть таким же, как и у вечерних молитв – магрибов. Исключение здесь одно – в каждом ракаате прочитывают кораническую суру. В третьем дополнительно читают дуа-кунут. В качестве доказательства правомерности данной версии ее сторонники приводят хадис от Айши – «Пророк совершал витр в 3 ракаата, произнося приветствие лишь в самом конце молитвы».
Во втором способе, разрешенном в шафиитском и ханбалитском мазхабе, намаз Витр совершают также с тремя ракаатами. Однако, отличие здесь в том, что при прочтении второго ракаата не делают сидения. Верующий сразу поднимается, чтобы прочитать «Фатиху» - это дополнительная сура. Затем совершается такбир, произносится дуа-кунут. Далее молитва завершается в самом обычном порядке. Доказательство правомерности данного способа приводится в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, в котором указано, что посланник Аллаха совершает молитву, не сидя между вторым и третьим ракаатом.
В маликитском мазхабе весьма популярна другая манера прочтения намаза Витра. Представители его делят молитву напополам. Прежде всего, они совершают два ракаата, произнося приветствие – салям. Затем они останавливаются ненадолго, а далее прочитывают дополнительно еще один ракаат. При этом они ссылаются на хадис от Ибн Умара – в нем указано, как Пророк Мухаммад делит намаз Витр напополам – он читает два ракаата с приветствием и один ракаат дополнительно.
Помимо этого, ряд мусульман совершает более трех ракаатов в сутки. Их может быть и пять, и семь, и все одиннадцать. Такая процедура разрешается в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Помимо этого, в данных богословских школах допускается совершение намаза Витра и в одном ракаате. Подтверждение допустимости данной версии содержится в сунне Заключительного посланника Аллаха Аль-Бухари. Есть хадис, в котором Пророк Мухаммад указывает, что, если рассвет наступает уже очень скоро, допустимо читать намаз Витр в один ракаат.
Таким образом, практикуются мусульманами все перечисленные разновидности намаза Витр, и у каждого есть право на существование.