Социальный капитал – концепция, исходным условием которой является важность социальных сетей, взаимно связывающих различных людей. Понятие относится к коллективной стоимости всех известных сообществ (организаций) и нормам взаимности, иначе говоря, то, что является их результатом – какие вещи люди могут сделать друг для друга. Социальное единство имеет решающее значение для общества, его развития и экономического процветания.
Социальный капитал – это не просто количество институтов, которые лежат в основе общества, это тот связующий элемент, который сохраняет их вместе.
Унифицированность большинства определений концепции, которые можно встретить в специальной (экономической, политологической, социологической) литературе, именно в том, что все конкретные обстоятельства сосредотачиваются на социальных отношениях, имеющих продуктивные выгоды.
Тем не менее, она не имеет четкого, неоспоримого смысла по независимым и идеологическим причинам, поэтому собственные определения, которые принимаются исследователями, зависят от дисциплины, её интеллектуального происхождения, уровня исследований. Так, некоторые авторы рассматривают сам термин, как применимый к экономическим ситуациям, в полной мере не учитывая его многомерный, мультидисциплинарный характер.
По мнению французского социолога Пьера Бурдьё, социальный мир является накопленной историей. Если он не будет сведен к серии перемежающихся мгновенных, механических равновесий между агентами, которые рассматриваются как взаимосвязанные частицы, то необходимо снова ввести в него понятие капитала (а с ним накопление и все его последствия).
Исходя из роли экономического капитала для социального позиционирования, Бурдьё впервые ввел любопытные структуры и терминологию: культурный, социальный и символический капитал, понятие «габитус» (система крепких приобретенных предрасположенностей), «поле» и «социальное пространство», «символическая власть», чтобы выявить динамику соотношений сил в общественной жизни.
Социальный капитал, по определению Бурдьё, является совокупностью фактических ресурсов, которые связаны с обладанием прочной сети институционализированных отношений обоюдного знакомства (или членством в группе). Это предоставляет каждому участнику, при поддержке коллектива, «право на доверие» и кредит в различных значениях этого слова.
Термин «социальный капитал» подчеркивает не только теплые и приятные отношения, но и огромное разнообразие определенных выгод, которые вытекают из доверия, взаимности, информативного сотрудничества, связанного с «социальными сетями».
Концепция работает посредством многих путей. Это информационные потоки: приобретение сведений о рабочих местах, кандидатах, претендующих на должности, обмен идеями в учебных заведениях и так далее.
От взаимосвязанных цепочек зависят коллективные действия. Можно привести в пример Афро-Американскую церковь, которая активно поддерживала принципы гражданского общества. Коллективные действия могут способствовать и установлению новых взаимосвязанных групп людей. Солидарность, помогающая видоизменять «я-менталитет» в «мы-менталитет», активно поощряется.
Когда группа соседей неофициально присматривает друг за другом, проявляет готовность помочь, или когда евреи-хасиды в своем сообществе обмениваются алмазами, при этом не считают необходимым проверять каждый драгоценный камень, это социальный капитал в действии. Его можно найти в дружеских, религиозных, школьных, районных, клубных и так далее сетях. «Там, где все вас знают» – один из важнейших аспектов концепции.
Однако обеспечивая координацию и сотрудничество, он может иметь и важный недостаток. Это имеет отношение к изолированным группам людей, которые работают ради противоположных целей (для общества), препятствующих экономическому и социальному развитию. Эти группы хорошо известны – коррумпированные чиновники, наркоторговцы, рэкетиры.