Формирование общеучебных умений и навыков в современном обществе является актуальным вопросом. Причина в повышении требований со стороны общества к подготовке современного человека. Ребенок тратит огромное количество своего времени на подготовку домашнего задания.
Задача школы
В настоящее время перед образовательными организациями поставлена задача - формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Педагог не просто передает детям научные знания о современной действительности, а учит их самостоятельно добывать знания. В рамках новых образовательных стандартов для каждого ребенка выстраивается собственная (индивидуальная) траектория развития. Учитель только контролирует сформированность общеучебных умений и навыков, в случае необходимости корректирует саморазвитие школьника.
Способы решения проблемы
Формирование общеучебных умений и навыков – это вечная проблема педагогики. Успешность ее разрешения напрямую зависит от профессионального уровня педагога, мотивации самого ребенка, а также от материально-технической базы образовательной организации.
В настоящее время учебная деятельность включает в себя постановку задач, подбор действий, оценку, контроль, рефлексию. В наше время оценке подлежат не столько сами знания, сколько инструменты, средства самостоятельного получения новых знаний, вне зависимости от предметной области.
Историческая справка
Развитие общеучебных умений и навыков, разработка эффективных методик для их формирования — эти вопросы в своих трудах рассматривали многие исследователи. В частности, С. Г. Воровщиков, А. А. Бобров, Ю. К. Бабанский, Е. В. Ковалева сделали вывод о взаимосвязи разнообразных видов общеучебных навыков и умений. Ими была установлена связь ЗУН с уровнем развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
На основе исследований, проводимых педагогами и психологами, были созданы специальные методики, позволяющие выявлять и развивать способности у детей разного школьного возраста.
Общеучебные умения и навыки освещали в своих работах авторы многих инновационных педагогических методик, предназначенных для раннего выявления и развития одаренных детей: В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков. Вопросам, касающимся особенностей мотивации первоклассников, посвящены работы Л. С. Выготского, А. З. Зака, Е. В. Козловой.
Несмотря на то, что общеучебные умения и навыки рассматривались лучшими педагогами страны, и в настоящее время учителя и психологи ищут оптимальные способы для развития УУН обучающихся. Появляются новые методики, приемы, целью которых является повышение мотивации подрастающего поколения к самообразованию.
Сущность ЗУН
Общеучебные умения и навыки — это практические действия, которыми овладеют школьники на основе теоретических знаний, полученных в рамках учебного (внеурочного) процесса. Психологи объясняют навыки как «автоматические действия, которые вырабатываются в рамках обучения». Для умений и навыков общим признаком является готовность ребенка применять полученные знания для решения конкретных социальных проблем, появляющихся в повседневной жизни.
Умения можно сформировать посредством упражнений. Они не являются автоматическими, предполагают осознанный поиск решения проблемы.
Навыки — это результат многократных повторений конкретных действий в схожих условиях. Они предполагают автоматические действия, совершаемые на подсознательном уровне.
Первая ступень обучения
Общеучебные умения и навыки являются приоритетными в начальной школе. Именно от качества информированности УУН на первой ступени обучения напрямую зависит последующая успешность ребенка. В настоящее время общеучебные умения и навыки школьников выделены в начальной школе в отдельный блок. После введения ФГОС в российские школы УУН стали одним из разделов требований, созданных к уровню подготовки учеников начальной школы.
Справиться с задачей, поставленной перед педагогами начальной школы, можно только при использовании личностно-ориентированного подхода.
Универсальные общеучебные умения и навыки — это способы добычи и использования школьниками знаний. В отличие от предметных ЗУН, которые специфичны для каждой предметной области, УУН едины для любой дисциплины.
Классификация общеучебных навыков и умений
В настоящее время выделяют четыре типа:
- учебно-организационные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-информационные;
- учебно-коммуникативные.
Рассмотрим каждый тип более подробно, выявим отличительные характеристики.
Учебно-организационные умения
Сложно рассчитывать на высокие результаты в учебном процессе без умения организовывать свою школьную деятельность. Эти общеучебные умения и навыки учащихся позволяют ребенку совершать следующие действия:
- организовывать работу;
- регулировать и анализировать свое обучение;
- вести контроль за выполнением поставленной задачи.
Среди таких навыков необходимо отметить организацию рабочего места, планирование текущей работы, нацеливание на выполнение конкретной задачи, ведение самоконтроля и самоанализа, сотрудничество с одноклассниками. Эти навыки позволят ребятам быть успешными после завершения обучения в образовательной организации.
В начальной школе ребенок должен научиться следующим действиям:
- определять индивидуальные и коллективные учебные задачи;
- выбирать оптимальный алгоритм для выполнения конкретного задания;
- сравнивать полученные результаты с целью;
- владеть разными формами самоконтроля;
- оценивать свою учебную деятельность, а также работу одноклассников;
- выявлять недостатки своей работы, устанавливать их причины;
- ставить перед собой задачи по самообразованию.
Логические умения
Они формируются благодаря личному опыту ребенка. Именно поэтому так важно разностороннее развитие школьников, мотивация их творческой активности с первого класса.
Общеучебные и специальные умения и навыки должны быть сформированы именно на первой ступени обучения. Чтение, слушание, наблюдение — это умения, которые направлены на ориентацию ребенка в учебном процессе, осознание им определенного материала.
Логическое мышление позволяет ребенку переносить теоретический материал на конкретные ситуации. Учебно-интеллектуальные общеучебные навыки и умения:
- определение объектов синтеза и анализа;
- установка признаков объекта;
- выявление соотношения отдельных компонентов объекта;
- осуществление различных видов сравнения;
- формирование причинно-следственных связей;
- оперирование суждениями;
- использование компонентов доказательств;
- выбор проблемы и выявление способов решения.
Степень интеллектуального развития учеников начальной школы характеризуется сформированностью следующих умений:
- сравнивать явления, факты, объекты;
- классифицировать теоретический материал;
- обобщать;
- абстрагировать;
- выделять основную мысль;
- выделять аналогии, причинно-следственные связи;
- применять исследовательские умения (выдвигать гипотезу, подбирать методы, ставить задачи, решать их, делать выводы).
Учебно-информационные навыки и умения
Они гарантируют школьнику поиск, переработку, применение информации для успешного решения учебной задачи. Среди них выделяют следующее:
- работа с разделами учебника;
- применение дополнительной и справочной литературы;
- правильное применение различных литературных стилей;
- подбор и компоновка материала по конкретной теме;
- владение различными формами рассказа;
- составление тезисов, конспектирование материала;
- рецензирование;
- владение разными видами комментариев;
- продумывание реферата;
- применение наблюдения;
- описание анализируемого объекта;
- моделирование.
Учебно-коммуникативные навыки и умения
Они дают школьнику возможность сотрудничать со сверстниками, взрослыми людьми, вести совместные проекты. Среди подобных навыков выделяют такие:
- умение слушать других людей;
- владение основными приемами риторики;
- владение навыками публичного выступления;
- культура речи;
- умение вести дискуссию.
Формирование УУН
Для этого процесса необходим целый комплекс психолого-педагогических условий:
- положительная мотивация;
- учет индивидуальных и психологических особенностей;
- самостоятельная познавательная деятельность;
- заинтересованность педагога.
Основным условием формирования успешного выпускника современной школы является создание положительной мотивации к саморазвитию и самообучению. Только в том случае, когда сам ребенок, его учитель, родители работают в одной «команде», можно вести речь о достижении желаемого результата — саморазвитии школьника.
В рамках новых государственных стандартов проектная и исследовательская деятельность стала обязательным условием во всех учебных дисциплинах, на всех ступенях обучения.
Для реализации задач, поставленных современным обществом перед образовательными учреждениями, важно учитывать интеллектуальные и психологические особенности обучаемых. Состояние нервной системы, утомляемость, самостоятельность — все эти качества должны быть учтены педагогом при подборе учебного материала.
Важна и самостоятельная познавательная активность школьников. Она строится на основе следующих элементов: создания побуждающих мотивов, постановки цели и основных задач, планирования, консультирования, формирования инструментария (руководства, рекомендаций, программы, дидактического пособия), системы контроля результатов.
Основой для формирования стремления ребенка к получению новых знаний является личность учителя, его отношение к своему предмету, желание увлечь им воспитанников.
Именно поэтому в рамках обновления содержания отечественного образования отдельное внимание уделяется профессиональному росту педагога, владению им инновационными приемами и методами обучения и воспитания.
Система непрерывного повышения квалификации (обучение на курсах, семинарах, участие в профессиональных конкурсах), обмен опытом с коллегами в рамках предметных методических заседаний - это основные способы саморазвития учительского состава отечественных школ.
Подведем итоги
Формирование общеучебных навыков и умений является важнейшей педагогической задачей. Важна целенаправленная, специальная работа в данном направлении. В ходе учебной деятельности ребенок перерабатывает и трансформирует те варианты учебной деятельности, которые ему предлагает учитель.
Задачей наставника является контроль подобной деятельности, выстраивание для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории. Применение навыков, умений, знаний, которые ребята получают в школе, в повседневной жизни — это возможность самоутверждения, осознания значимости дополнительной подготовки.
В каждой учебной дисциплине существуют специфические (предметные) ЗУН, освоение которых позволяет обучающимся справляться с требованиями, разработанными для каждого учебного предмета.