Педагогическое мастерство учителя: в чем оно заключается?

Педагогическая деятельность представляет собой такую человеческую профессию, в которой из поколения в поколение реализуется передача педагогического, социального, культурного опыта. Ядром ее является взаимодействие учителя и его учеников.

Педагогическое мастерство – это наивысший уровень педагогической деятельности, проявляется он в учительском творчестве и постоянном совершенствовании воспитания, обучения, развития учеников.

Педагогом-мастером можно назвать такого учителя, который в полной мере осознает, что ответственен перед обществом, добивается в своей практике высоких результатов, оптимально используя профессиональные средства. Его отличает индивидуальный стиль деятельности, благодаря чему максимально полно реализуется его творческий потенциал.

Педагогическое мастерство состоит из:

1. Совокупности профессиональных знаний педагога.

2. Педагогической техники.

3. Гуманистической характеристики личности учителя.

Педагогическое мастерство как профессиональные знания

Как утверждал Макаренко, ученики могут простить своему учителю многое – и сухость, и строгость, и придирчивость, однако никогда не смирятся с его плохим знанием дела, предмета. Педагог-мастер должен знать предмет своего преподавания в совершенстве, причем не только то, что написано в учебниках и чему он научился в свое время в ВУЗе. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе всего, что может быть интересно ученикам и о чем они могут его спросить.

Педагогическое мастерство как педагогическая техника

Под педагогической техникой подразумевается совокупность тех способов, умений и приемов учебно-воспитательной работы, которые используются для того, чтобы цель деятельности была достигнута наиболее полно. В частности, сюда можно отнести педагогические способности, умение управлять другими и самим собой, умение сотрудничать и налаживать контакт.

Педагогическое мастерство как характеристика личности

Гуманистическая характеристика является неотъемлемым элементом педагогического мастерства и представляет собой направленность на личность ученика, утверждение в его мировоззрении духовных ценностей, моральных форм отношений и поведения. Это часть идеологии учителя.

В свою очередь, гуманистическая направленность ориентирована на:

1. Самого себя – чтобы ученики видели в педагоге настоящего, квалифицированного, требовательного человека.

2. Средства влияния (мероприятия, программы обучения, способы подачи материала).

3. Ученика и его адаптацию в конкретной социальной группе (к примеру, в школьном классе).

Гуманистическая стратегия педагога – это достижение главной цели его деятельности, направленной на помощь в развитии полноценной, образованной, грамотной личности (с учетом, конечно же, не только потребностей современного общества, но и личных потребностей воспитанника). Только при условии наличия чувства ответственности, осознания своих целей и настоящей любви к детям возможно формирование профессионального учительского мастерства.

Педагог-мастер обладает способностью даже в малых делах видеть пусть не великие, но большие и важные задачи. Гуманистическая направленность его деятельности позволяет дать оценку работы не только непосредственно, но и опосредованно – учитель должен видеть и учитывать те положительные изменения в индивидуальности каждого своего ученика, которых ему удалось достичь как компетентному, грамотному и талантливому организатору воспитательного процесса.

Педагогическое мастерство учителя – вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми. Одни тратят на это годы своей практики, в то время как другие до конца своей карьеры остаются посредственными педагогами (хотя бы потому, что ни к чему большему просто не стремятся). Следует помнить, что мастерство, в отличие от таланта и дара, не бывает врожденным – чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания о преподаваемом предмете, пусть даже таком консервативном, как математика. Если вы не можете подобрать слов, чтобы оспорить точку зрения ученика, а просто говорите ему, что он не прав, то какой из вас мастер?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.