Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.
Развивающее обучение берет
свои истоки в трудах таких известных педагогов, как Выготский, Рубинштейн, Ушинский и т. д. Подробно занимались данной проблемой Занков, Давыдова. Эти педагоги разработали учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Успешно используются их методы и по сей день различными учителями, особенно в начальной школе. Все обучение опирается на “зону ближайшего развития”, то есть возможности учащихся. Универсальным методом является педагогическое требование.Основная идея, на которую опирается развивающее обучение, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем учащиеся не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. А последняя часть находится в промежутке между ними. Это и есть “зона ближайшего развития”, о которой говорил Выготский. Другими словами, это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь.
Развивающее обучение в педагогике начало применяться с середины прошлого столетия. Особенно активно его принципы использовались в школах Эльконина и Занкова. Их программы построены с учетом нескольких особенностей.
Во-первых, Занков отмечал, что развитию способностей и самостоятельности детей способствует обучение на более высоком уровне трудности. Стремление преодолеть проблемы активизирует умственные способности учащихся.
Во-вторых, ведущая роль должна отводиться теоретическому материалу. Ребенок не просто учится, а находит закономерности и связи между определенными явлениями и процессами. Повторение не является базовой основой. Возвращение к старому делается через призму изучения нового материала.
Развивающее обучение предусматривает, чтобы ребенок осознавал, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д.
Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, - индивидуальный подход. Сравнивать и разделять детей педагоги категорически не рекомендуют. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.
Давыдов и Эльконин призывают к тому, что обучение должно опираться на систему научных понятий. Деятельность на занятиях должна опираться на абстрактно-теоретическое мышление детей. Знания даются от общего к частному. Педагог должен использовать дедуктивный подход к обучению.
Таким образом, главная идея развивающего обучения – акцентирование деятельности ребенка с упором на формирование теоретического мышления. Знания требуется не воспроизводить, а применять на практике. Очень важна в процессе такого обучения и личность ученика.