Юрлицо обязано пройти установленную процедуру госрегистрации по действующему законодательству в уполномоченном муниципальном органе в порядке, который был установлен законом о госрегистрации организаций.
Данные госрегистрации включены в единый госреестр организаций, который открыт для общественности.
В рамках данной статьи рассмотрим основные способы возникновения и приостановления деятельности юридического лица в современных условиях.
Сущность концепции юрлиц
Возникновение юридических лиц и понятие юрлица прописаны в соответствии с ГК РФ.
Гражданский кодекс России (ГК РФ), говоря о лицах, выделяет:
- физлица;
- юрлица;
- регионы РФ, муниципалитеты, которые занимаются имущественными и иными гражданскими вопросами.
В данной статье будут обсуждаться вопросы понятия, возникновения и типов юрлиц.
Положения ГК РФ о юрлицах рассматриваются в ст. 48. В согласовании с п. 1 данной статьи юрлицами являются организации, которые:
- владеют определенной собственностью;
- вступают в отношения с обязательствами, реагируя на них своей собственностью;
- получают права и обязанности;
- могут быть участниками судебных процессов.
Таким образом, под юрлицом следует понимать субъект правоотношений, имеющий хозяйственные права и обязанности, свой собственный баланс, печать, расчетный счет и некоторые аналогичные реквизиты. Юрлицо действует на основе Устава или специального положения.
В судебной практике имущественная обособленность, автономность организаций и широкие возможности для принятия управленческих решений называются сущностными элементами конструкции юрлица.
В согласовании с пунктом 2 ст. 48 ГК РФ юрлицо подлежит госрегистрации. Одновременно с процессом возникновения и регистрации юридического лица нужно выбрать определенный тип правовой формы.
В согласии со ст. 50 ГК РФ к основным ОПФ юрлиц относят:
- товарищества и общества;
- хозпартнерства;
- потребительские кооперативы, в том числе жилищные, гаражные и т. д.;
- адвокаты и нотариусы;
- общественные организации, в том числе партии и профсоюзы, и т. д.
Обозначенная публикация ГК РФ связана с систематизацией юрлиц в зависимости от того, нацелены ли они на получение дохода.
Перечень форм также указан в ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм». Данный классификатор с учетом внесенных в него изменений, употребляется при ведении ЕГРЮЛ.
Следует отметить, что изменение юрлицом его ОПФ не влечет за собой необходимости перерегистрировать права на имущество.
Исторические аспекты
Рассмотрим основные аспекты истории возникновения юридических лиц. Сущность понятия юрлица появилась еще в Древнем Риме. В то время под ним понимали само государство, а чуть позже стали подразумевать группу объединенных лиц с общностью целей, усилий на основе товарищества.
В Средние века появились торговые гильдии как объединения групп людей (торговцев), которые были похожи на юрлица.
Первым учением в теории возникновения юридических лиц стали работы Ф. К. Савиньи. Он стал основателем теории «фикций». Согласно его теории юрлицо рассматривалось как единица права, которая искусственно создана.
Далее развивалась теория «персонифицированной цели» (А. Бринц). Согласно этой теории возникновение и создание юридического лица было связано с управлением определенным имуществом. Такое понимание уже более приближено к современным трактовкам.
Далее основателем теории социальной реальности Саллеем юрлицо стало пониматься как субъект правовых отношений перед государством.
Изучая советские труды ученых в теории развития юрлиц, выделим основные положения:
- при возникновении и создании юридическое лицо рассматривалось как субъект, за которым всегда стоит государство;
- в дополнении было указано, что кроме государства за юрлицом стоит и его руководитель;
- юрлицо считалось полноправным субъектом правоотношений.
Интересна теория Н.В. Козлова, в которой поднят вопрос искусственной правосубъектности. То есть юрлицо искусственно создается как субъект социально- экономических отношений. Его возникновение связано с волей его учредителей.
Основания для возникновения правоспособности юридического лица
Действующий порядок регулируется на законодательном уровне. Процесс возникновения включает в себя само формирование и госрегистрацию юрлица по установленным процедурам. Существуют четыре основания для возникновения юрлиц.
Первое относится к распорядительному порядку. В данной ситуации юрлицо появляется на базе решения собственников в виде распоряжения уполномоченного органа. Основные стадии данного процесса:
- создание акта инициатором (собственником);
- работа по организационной части: поиск персонала, поиск помещений и т. д.;
- процедура утверждения учредительной документации;
Второе основание носит разрешительный характер. Данное основание характеризуется следующими моментами:
- составляется акт инициаторов (учредителей);
- процесс согласования акта;
- работа по организационной части.
Третье основание носит явочно-нормативный характер. При нем отсутствуют распоряжения и разрешения на возникновение. При данной способе присутствует только инициатива учредителей и их явка. Порядок возникновения и формирования юрлица подлежит соблюдению требований законодательства. Поставленные цели должны соответствовать характеру деятельности. В данном основании имеют место следующие документы:
- акт инициаторов возникновения;
- организационная работа;
- работа контролирующего органа.
Четвертое основание носит характер договорно-правового порядка. В данной ситуации между учредителями заключается договор гражданско-правового характера.
Таким образом, основания возникновения юрлиц могут быть следующие:
- воля собственного либо уполномоченного органа;
- воля будущих членов;
- воля учредителей, которые складываются имуществом и капиталом.
Основные принципы
Ведущим признаком процесса возникновения юрлица является принцип формальной определенности, при котором процедура создания и регистрации четко выражена в рамках существующих норм закона.
Российское законодательство устанавливает и другие не менее важные принципы для появления юрлиц:
- законности гласит о том, что все процедуры строго регламентированы в рамках закона;
- достоверности говорит о том, что сведения, формируемые в процессе должны быть достоверными;
- инициативности подразумевает волю организаторов и их инициативу для создания;
- контроля подразумевает ревизию и аудит со стороны компетентных органов за всеми процессами возникновения юрлица;
- единообразия процедур и способов возникновения и прекращения юридического лица;
- этапности и последовательности всех операций госрегистрации.
Коммерческие и некоммерческие юрлица
Одной из наиболее важных классификаций организаций является их разделение на коммерческие и некоммерческие.
Возникновение и виды юридических лиц определяются на базе того, направлены ли они на получение дохода либо нет. С учетом форм организаций юрлица систематизируются следующим образом (ст. 50 ГК РФ).
Коммерческие организации включают:
- товарищества;
- общества;
- фермерские хозяйства;
- производственные кооперативы;
- хозпартнерства;
- муниципальные и городские унитарные компании.
Формы НКО следующие:
- потребкооперативы;
- общественные учреждения;
- остальные некоммерческие организации.
Статус некоммерческого организации не значит, что это лицо не может принимать участие в приносящей доход работе, но такая деятельность не является главной для него и имеет следующие ограничения:
- должны быть указаны в статуте организации;
- должны быть направлены на достижение главной цели организации, но не на противодействие данной задачи.
Как создаются?
Возникновение юридического лица - это его создание и государственная регистрация. Все эти процедуры проходят в соответствии с установленными требованиями законодательства. Существуют следующие методы возникновения юридических лиц.
- Разрешительный метод. Порядок возникновения юридических лиц по этому способу использовался еще в СССР. Для формирования юрлица нужны были разрешение компетентного муниципального органа и следующая государственная регистрация. В текущее время в Российской Федерации он употребляется как исключение из общепринятого правила формирования определенных типов юрлиц - кредитных и страховых компаний, союзов и ассоциаций и т. д.
- Нормативно - явочный способ возникновения юридического лица . Подразумевается, что есть особые правила, которые регулируют появление и деятельность определенных типов юрлиц. Реализация условий, которые были предусмотрены в таких актах, дает право признать компанию юрлицом, что подтверждается фактом его госрегистрации. В текущее время в Российской Федерации применяется нормативно-явочная процедура.
- Явочный способ возникновения юридических лиц (договорно-правовой). Организации создаются в результате выраженного желания участвующих действовать в качестве юрлица при отсутствии факта его госрегистрации. В текущее время эта процедура не применяется в Российской Федерации, а только за границей (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, фактически коммерческие компании в США и т. д.).
Все указанные способы возникновения юридических лиц имеют свои законодательные основания. Применение каждого из методов в рамках конкретного юрлица является индивидуальным процессом и определятся учредителями (собственниками).
Каковы правила?
Процесс создания юрлица представляет собой набор правил и процедур, регламентированных на уровне законодательства.
Рассмотрим основные моменты порядка возникновения юридических лиц.
Учредителями юрлица могут быть:
- их первоначальные участники и члены;
- владельцы собственности либо уполномоченный ими орган (при разработке унитарных компаний и учреждений);
- прочие лица, вносящие материальный вклад в них, которые потом не принимают конкретной роли в работе юрлица (являются учредителями).
Любое юрлицо (в отличие от физлица) появляется в итоге осуществления ряда правовых инструментов, состоящих из следующих этапов.
Этапы формирования возникновения юридического лица:
- Принятие решения о создании организации.
- Государственная регистрация организации (ст. 51, 52 ГК РФ).
Юрлица действуют следующим образом:
- основанием возникновения юридического лица является Устав;
- на основании учредительного договора;
- на базе федерального законодательства (госкомпании).
Как регистрируются?
Юрлица создаются по желанию их владельцев, но государство в интересах всех участвующих сторон держит под контролем законность их сотворения.
Отсюда возникает необходимость обязательной госрегистрации организаций (п. 1 ст. 51 ГК).
Госрегистрация юрлиц - это набор актов уполномоченного общегосударственного органа исполнительной власти, которые осуществляются методом занесения информации в госреестр о создании, преобразовании или устранении этих организаций.
Юрлицо считается созданным с момента его госрегистрации (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Данная процедура производится налоговыми органами в порядке, который был предусмотрен ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Госрегистрация юрлица производится по месту нахождения:
- его постоянного исполнительного органа;
- при отсутствии постоянного исполнительного органа - другого органа либо лица, уполномоченного действовать от имени организации в силу закона.
Все изменения в статусе юрлица также подлежат госрегистрации:
- состав владельцев либо участников;
- состав органов;
- изменение предмета его работы и деятельности, местопребывания, размера УК и т. д.
Документы, которые предоставляются для регистрации, полностью перечислены в законе о госрегистрации юрлиц.
Регистрация должны быть проведена в течение 5 рабочих дней со времени подачи документов.
Отказ в госрегистрации юрлица вероятен лишь на основании непредставления документов, необходимых для регистрации, либо их подачи в несоответствующий регистрирующий орган. Других оснований нет.
Решение об отказе в госрегистрации может быть оспорено в судебном порядке.
Необходимые документы
Ответ на данный вопрос представлен в ст. 12 ФЗ № 129.
Перечень включает:
- заявка на горегистрацию юрлица. Ее форма утверждена официально;
- протокол собрания учредителей либо иной документ, который содержит решение о создании организации;
- один экземпляр учредительного договора организации. Исключение - случаи, когда организация создается с обычным уставом;
- получение оплаты госпошлины. Оплатить можно через Интернет-ресурсы.
Зарубежным организациям - учредителям будет необходимо предъявить доказательство их статуса: выписка из соответствующего реестра страны происхождения либо другого такого же документа.
Если документы будут собраны правильным образом, через 3 дня заявитель получит устав и документ, который подтверждает регистрацию в ЕГРЮЛ в электронной форме.
Чтоб зарегистрировать юрлицо, нужно лично подать в территориальный налоговый орган либо через МФЦ обозначенный пакет документов. Это можно сделать и удаленно, послав заказное письмо по почте либо через портал «Госуслуги».
Собственность и имущество
Собственность юрлиц является частной собственностью. Необходимо подчеркнуть, что наличие определенного имущества является одним из важных признаков существования юрлица как субъекта права. Однако собственность не постоянно принадлежит юрлицу на праве принадлежности. Возможно иметь собственность в хозведении либо оперативном управлении организацией (ст. 48 ГК РФ). Большая часть юрлиц характеризуется их участием в отношениях как собственника имущества.
Возникновение собственности юридического лица относится к обязательным условиям формирования его роли в гражданском обороте.
Учредители (участники) юрлиц сохраняют в отношении собственности организации возможность требования прав на нее либо не имеют таких прав вообще.
Имущество юрлиц регулируется общими положениями законодательства, которые формируют содержание права принадлежности. Возникновение права собственности юридических лиц обеспечено основаниями для его появления и окончания.
Порядок непосредственного управления собственностью юрлица определяется его учредительными документами.
Ограниченная в обороте собственность может принадлежать организации лишь при наличии соответственного разрешения. Определенное воздействие на объекты, которые могут принадлежать юрлицам, проявляется в наличии в некоторых из них специальной правоспособности.
Обычно количество и стоимость собственности юрлица не ограничены в размерах.
Имущество хозяйственной компании либо товарищества состоит из УК и имущества, образованного его учредителями (участниками), которое возникает по иным основаниям (сделкам и т. д.).
Вывод акционера из АО возможен лишь методом отчуждения акций другому владельцу либо третьему лицу.
В итоге стоимость имущества компании не занижается. Имущество, которое осталось после удовлетворения условий кредиторов, распределяется между участники в соответствии с их долями.
Процедуры закрытия
Процедуры возникновения и прекращения юридических лиц абсолютно противоположны друг другу.
В зависимости от юридических последствий прекращения деятельности юрлица существует различие между преобразованием или реорганизацией (правами и обязательства юрлица передаются другому лицу) и ликвидацией (окончание деятельности юрлица без передачи его прав и обязательств кому-то другому).
Реорганизация юрлица
Реорганизация юрлица (объединение, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может производиться по решению его владельцев (участников) либо уполномоченного органа управления организацией.
В ситуациях, которые были установлены законом, реорганизация юрлица в форме его разделения либо выделения одного либо нескольких организаций из его состава производится по решению уполномоченных государственных органов либо по судебному постановлению.
Юрлицо считается реорганизованным, кроме случаев преобразования в форме слияния, с момента возникновения юридического лица, созданного путем госрегистрации вновь появившихся организаций.
В случае слияния организаций права и обязанности всех передаются вновь образованной организации в согласовании с актом передачи.
Когда юрлицо присоединяется к другой организации, права и обязанности аффилированной компании передаются объединенной в согласовании с актом передачи.
Когда юрлицо делится, его права и обязанности передаются вновь появившимся организациям в согласовании с разделительным балансом.
Когда юрлицо одного типа преобразуется в юрлицо другого типа, права реорганизованной компании передаются вновь созданной фирме в согласовании с передаточным актом.
Акты передачи и разделительного баланса утверждаются учредителями организации либо органом, которые приняли решение о преобразования юрлица, и представляются вместе с учредительными документами для госрегистрации вновь созданных юрлиц. Либо происходит внесение изменений в учредительные документы имеющихся организаций.
Непредставление акта передачи либо разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованной организации влечет за собой отказ государства от регистрации изменений.
Ликвидация юрлица
Представляет собой окончание функционирования юрлица без передачи прав и обязательств иным лицам.
Юрлицо быть может ликвидировано:
- по решению владельцев(участников) либо уполномоченного органа;
- в связи с завершением срока функционирования, для которого было учреждено юрлицо;
- по судебному постановлению в случае грубых нарушений закона, которые были совершены во время его создания, если эти нарушения являются неустранимыми либо если деятельность производится без соответствующего разрешения (лицензии);
- в случае нарушения Конституции РФ;
- в случае повторения грубых нарушений закона.
Требование о ликвидации организации по обозначенным выше основаниям может быть подано в суд государственным либо местным муниципальным органом, которому предоставлено право предъявлять подобное требование по закону.
Муниципальная компания либо государственная компания могут быть устранены методом объявления ее банкротом.
Фонд не может быть объявлен банкротом, если это установлено законом, который предусматривают создание и функционирование этого фонда.
Если стоимость имущества этого юрлица недостаточна для удовлетворения условий кредиторов, то его можно устранить лишь в порядке, который был предусмотрен ст. 65 ГК.
Учредители (участники) организации либо органа, принявшего решение о ликвидации организации, должны немедленно уведомить уполномоченный муниципальный орган про то, что юрлицо находится в стадии ликвидации.
Учредители организации либо органа, принявшего решение о ликвидации юрлица, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки процедуры в согласовании с ГК РФ и иными законами.
Со времени назначения ликвидационной комиссии возможности по управлению делами юрлица передаются этой комиссии. Данная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемой организации.
Устранение организации производится в порядке, который был установлен законом.
Ликвидационная комиссия размещает в печати, в которой публикуются сведения о госрегистрации организации, публикация информация об устранении, также порядок и срок подачи требований ее кредиторами. Данный срок не может составлять более двух месяцев со времени опубликования данных о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает конструктивные меры для выявления кредиторов и сбора дебиторской задолженности, также информирует кредиторов в письменной форме о процедуре устранения юрлица.
Если средства, которые удерживаются при ликвидации юрлица (кроме учреждений), недостаточны для удовлетворения условий кредиторов, комиссия реализует имущество организации на общественных торгах в порядке, который был установлен для исполнения судебных решений.
Уплата сумм кредиторам ликвидируемого юрлица делается ликвидационной комиссией в порядке приоритетности, который был установлен ст. 64 ГК РФ.
После всех расчетов с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юрлица. В случаях, которые были установлены законом, данный баланс утверждается по соглашению с уполномоченным муниципальным органом.
Ликвидация организации считается оконченной после внесения записи в ЕГРЮЛ.
Заключение
Порядки возникновения и прекращения юридических лиц установлены законодательно применительно к разным видам юридических лиц.