Внедрение новых федеральных стандартов затронуло не только школы и вузы, но и самую первую образовательную ступеньку – детские сады. Это отразилось в появлении новых целей и установок, касающихся развития ребенка-дошкольника, изменении акцентов с «обучения» на «развитие», перестройке нормативной базы. И если основной закон, по которому живет государство, это Конституция, то деятельность современного детского сада строится, исходя из положений Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП). На основании чего она формируется и как связана со стандартом?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Его принятие было прямым следствием нового закона об образовании в 2013 году. Дошкольное образование стало ступенью общего, что потребовало приведения его основных ориентиров в соответствие с идеями деятельностного подхода, преобладающими в уже введенных стандартах. Новые положения должны были закрепить постулат о самоценности дошкольного детства, обеспечив качество работы детских садов и вариативность образовательных программ.
Основные принципы стандарта:
- уважение к личности ребенка и развивающий характер взаимодействия воспитанника и взрослого;
- использование соответствующих возрасту практик.
Существует еще ряд нормативных положений, определяющих принципы дошкольного образования. Одно из них – государственная программа "Развитие дошкольного образования на 2013-2020 гг.". Она направлена на модернизацию развивающей среды и удовлетворение образовательных запросов воспитанников дошкольных учреждений.
Основная образовательная программа дошкольного образования
Это обязательный нормативный документ, на основании которого строится работа детского сада. Утвержденная программа становится основой для лицензирования, изменения принципов финансирования, оказания дополнительных услуг в сфере обучения и развития. Ее положения определяют ряд базовых особенностей дошкольного образования – наполнение, целевые ориентиры, объем, требования к условиям, в которых проходит работа с детьми.
В задачи основной образовательной программы дошкольного образования входит определение ключевых направлений обучающей деятельности, технологий воспитательного процесса. ООП направлена на:
- создание предметной среды, способствующей социализации воспитанников;
- развитие и совершенствование творческих навыков ребенка в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- поддержку разнообразия видов детской деятельности.
Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования предусматривает вариативность форм развития ребенка, принципов организации работы детских садов.
Как создается и утверждается
В стандарте прописаны требования к:
- структуре программы;
- условиям и особенности ее реализации;
- итогам освоения.
Разработка основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется коллективом детского сада. Она включает в себя обязательную часть и вариативную. Первая базируется на одной из примерных программ, одобренных Министерством образования РФ, вторая формируется рабочей группой детского сада, исходя из условий работы, региональных особенностей и т. д. При этом коллектив может обратиться за консультацией к методистам отдела дошкольного образования. Не менее 60% основной программы составляет обязательная часть, на долю элементов, разрабатываемых образовательной организацией, приходится не более 40%.
Программа принимается решением педагогического совета детского сада на 5 лет (с правом ежегодного внесения изменений).
Из чего состоит?
Основная программа включает три обязательных части:
- вступительный раздел (краткая пояснительная записка, определение цели и задач, формулировка запланированных результатов);
- содержательный раздел (характеристика образовательной деятельности по основным направлениям, формы и методики развития, приемы коррекционной работы);
- организационный раздел (показатели материально-технического обеспечения, распорядок дня, перечень событий, методические материалы).
В содержание основной образовательной программы дошкольного образования включаются следующие области детского развития:
- познавательное;
- речевое;
- социально-коммуникативное;
- физическое;
- художественно-эстетическое развитие.
При этом региональный отдел дошкольного образования имеет право проводить мониторинг качества образовательного процесса и соответствия программы требованиям ФГОС.
Примерная программа
В 2015 году членами учебно-методического объединения РФ была одобрена Примерная основная программа дошкольного образования, ставшая ориентиром для разработки вариативных авторских программ. Если стандарт определяет целевые ориентиры, то примерная программа дает примеры средств и способов их достижения. Она презентует общую модель процесса развития в детском саду, шести возрастных нормативов развития, содержания воспитательной работы по пяти основным образовательным областям, предметной среды.
Программа содержит необходимые разделы, определяет основные виды детской деятельности в каждой области развития с учетом возрастных показателей:
- коммуникативная;
- игровая;
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- бытовая;
- музыкальная;
- изобразительная.
В ее разделы включены рекомендации по развивающему оцениванию и педагогической диагностике. Модульный характер примерной программы позволяет сформировать собственный вариант на материалах целого ряда имеющихся авторских программ.
Ассортимент программ
На сегодняшний день в реестр образовательных программ дошкольного образования, соответствующих требованиям стандарта, положениям примерной программы, входит значительное число авторских разработок. Выделяют комплексные и парциальные (направленные на развитие конкретного вида деятельности или коррекцию определенных нарушений). К числу одобренных комплексных образовательных программ относятся продукты крупных издательств:
- «Просвещение» («Радуга», «Успех»);
- «Мозаика-Синтез» («От рождения до школы», «Открытие»);
- «Национальное образование» («Вдохновение», «Детский сад по системе Монтессори»);
- «Детство-пресс» («Детство»);
- «Вентана-Граф» («Тропинки»).
Среди парциальных программ выделяют такие:
- «Наш дом – природа», «Паутинка» (экологическое воспитание);
- «Семицветик», «Гармония», «Интеграция» (творческое и эстетическое развитие);
- «Я, ты, мы», «Наследие» (социально-культурный аспект);
- «Искорка», «Старт» (физическое развитие).
«От рождения до школы»
Данная основная образовательная программа дошкольного образования разработана творческим коллективом профессиональных педагогов под руководством Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой.
Создана на основе традиционной программы обучения, воспитания дошкольников, адаптированной для отечественных детских садов. Приоритетная цель: укрепление здоровья ребенка (в том числе психологического), нравственное воспитание, подготовка к школе. Особое внимание на каждом возрастном этапе уделено индивидуальному творческому развитию воспитанников. Основные направления обучения и воспитания разработаны с учетом психологических и физических возрастных особенностей. Сохраняется ориентация на региональные особенности и необходимость подготовки к обучению в школе, применение технологий здоровьесбережения.
Программа предусматривает вариативность ее реализации педагогами на практике.
«Радуга»
Авторский коллектив программы: Доронова Т. Н., Гербова В. В., Соловьева Е. В. По аналогии с природным явлением в программе перечислены семь видов деятельности, важных для детского развития: игра, математические упражнения, изобразительная деятельность, музыка, развитие речи, конструирование, знакомство с окружающим миром.
Основные цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование соответствующих навыков;
- полноценное эмоциональное и физическое развитие;
- создание благоприятной атмосферы во время нахождения ребенка в детском саду.
Большое внимание уделяется созданию у детей мотивации, необходимой в любых видах занятий. Предусматриваются три типа мотивации: игровая, коммуникативная, стремление в личному успеху. Авторы полагают, что развитие таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность и воспитанность, приоритетно для дошкольного возраста.
«Детство»
Еще один пример популярной образовательной программы для российских детских садов. Авторы: В. И. Логинова, Н. А. Ноткина, Т. И. Бабаева. Программа направлена на эмоциональное, физическое, нравственное, интеллектуальное, волевое развитие ребенка-дошкольника.
В основу положены принципы гуманистической и личностно ориентированной педагогики. Включает три ступени, соответствующие младшей, средней, старшей возрастным группам. Содержание программы формируется вокруг четырех основных блоков:
- познание;
- здоровый образ жизни;
- созидание;
- гуманное отношение.
В качестве отдельного блока выделен раздел «Самопознание» (отношение к самому себе). Большое внимание уделяется знакомству с декоративно-прикладным и устным народным творчеством.