Среди многих богов римлян Юпитер, сын Сатурна, был верховным богом, связанным с громом, молнией и штормами. Первые жители Рима верили, что за ними следят духи их предков, и они добавили к этим духам триаду богов: Марса, бога войны; Квирина, обожествленного Ромула, который присматривал за жителями Рима; Юпитера, верховного бога. К моменту возникновения республики Юпитер стал почитаться как величайший из всех богов, но остальных членов старой триады заменили Юнона (его сестра и жена) и Минерва (его дочь). Самым важным титулом Юпитера был «Юпитер Оптимус Максимус», что означает «Лучший и величайший» и указывало на его роль отца богов.
Храм на холме
Подобно этрускам и грекам до них, римляне известны тем, что строили монументальные храмы в хорошо видимых местах. Храм Юпитера Оптимуса Максимуса, расположенный на Капитолийском холме в самом сердце Древнего Рима, хорошо отражал эту традицию (сегодня здесь находится площадь, спроектированная художником эпохи Возрождения Микеланджело). К сожалению, пренебрежение, повторное использование камня для нового строительства и переделка участка означают, что для изучения от храма Юпитера осталось очень мало. Однако его влияние можно наблюдать во многих римских храмах, которые имитировали его, что делает его, пожалуй, самым важным с точки зрения его культурного влияния и дизайна.
Текущее состояние и первоначальный вид
Остатки храма включают части фундамента из туфа (тип камня из вулканического пепла) и подиум, а также некоторые мраморные и терракотовые архитектурные элементы. Большинство структурных остатков можно увидеть на месте (в их первоначальной обстановке) на территории Палаццо Каффарелли, а сохранившиеся фрагменты находятся в Капитолийском музее.
Исходя из сохранившихся частей архаичного фундамента, подиум для храма, вероятно, имел размеры примерно 50 х 60 м. Тем не менее эти измерения в некоторой степени умозрительны. В настоящее время можно предположить, что храм был довольно схож с планом храмов поздней архаики этрусков, таких как Храм Минервы в Вейи (также называемый храмом Портоначчо) - высокий подиум (платформа) с единственной фронтальной лестницей, ведущей к глубокому пронаосу (крыльцо), состоящему из трех колонн, с шестигранным расположением (шесть колонн в поперечнике). Одной из определяющих особенностей Храма Юпитера Оптимуса Максимуса было его трехчастное (трехстороннее) внутреннее пространство с тремя смежными целлами (комнатами) для трех главных божеств, почитаемых в этом храме (Юпитер, Юнона и Минерва).
Самая ранняя фаза храма состояла из терракотовых элементов, в том числе акротерии (скульптуры на линии крыши) и большой терракотовой статуи Юпитера, управляющего квадригой (колесницей на четырех лошадях). Внутри храма было еще одно изображение Юпитера - культовая статуя, предположительно созданная знаменитым архаичным скульптором Вулкой из Вейи. Эта статуя была выкрашена в красный цвет и послужила основой для традиции раскрашивать лица римских генералов во время официально санкционированных триумфов.
В отличие от скромной терракоты (обожженной глины), которая использовалась для украшения самых ранних версий храма, некоторые римские источники отмечают, что более поздние реконструкции, сделанные в период Римской империи, содержали более экстравагантные материалы. Древние авторы, в том числе Плутарх, Светоний и Аммиан, описывали храм как выдающийся по своему качеству и внешнему виду, с надстройкой из пентелического мрамора, позолоченными черепицами, позолоченными дверями и сложной скульптурой рельефа на фронтоне.
История
Хотя храм был в основном посвящен Юпитеру, в нем также были места для поклонения Юноне и Минерве. Вместе три божества составляли так называемую Капитолийскую триаду - божественную группу, значительную для римской государственной религии. Юпитер, римский эквивалент Зевса, был самым значительным из этих божеств.
Важная дата для Рима
Храм был, как сообщается, завершен около 509 г. до н. э. - сама дата знаменательна, поскольку она указывает предполагаемый год, в течение которого римляне свергли монархию (которая была этрусской, а не римской) и установили республиканскую систему правления. Таким образом, храм был не только расположен на видном географическом месте, но и был постоянным напоминанием о том моменте, когда римляне отстаивали свою независимость. Эта историческая близость основания Республики со строительством храма Юпитера, возможно, также помогла поддержать его центральную роль в римской религии и практику архитектурного проектирования.
Разрушен и перестроен
Само здание храма Юпитера в Риме было разрушено и перестроено несколько раз в республиканский и имперский периоды, и на этом пути было несколько реставраций. Впервые разрушенный в 83 г. до н. э., во время гражданских войн в Сулле, храм был переосвящен и перестроен в 60-х годах до нашей эры. Август утверждал, что восстановил храм, скорее всего, как часть своей программы строительства, которая началась во время его прихода к власти в первом веке до нашей эры. Храм был снова разрушен в 69 году н. э., во время бурного «года четырех императоров». Хотя он был восстановлен императором Веспасианом в 70-х годах н. э., он снова сгорел во время пожара в 80 году н. э. Император Домициан провел окончательную крупную реконструкцию храма между 81 и 96 гг. н. э.
После первого века нашей эры храм, похоже, сохранил свою структурную целостность до тех пор, пока император Феодосий не ликвидировал государственные средства на содержание языческих храмов в 392 году нашей эры (христианство стало официальной государственной религией Римской империи). После этого храм несколько раз подвергался разрушениям в эпоху поздней античности и Средневековья. В конце концов, в шестнадцатом веке до нашей эры, на этом месте была построена большая резиденция, Палаццо Каффарелли.
Общественная функция
Храм Юпитера Капитолийского в Риме был не просто обычным религиозным сооружением. С самых ранних этапов храм также предположительно являлся хранилищем предметов ритуального, культурного и политического значения. Например, на этом месте хранились "Сивиллинские Оракулы" (книги, содержащие пророчество о Сивиллах), а также некоторые военные трофеи, такие как щит карфагенского генерала Хасдрубала. Кроме того, храм служил конечной точкой для триумфов, местом встречи сената, местом для совместного религиозного и политического представления, архивом для публичных записей и физическим символом верховенства и божественной воли Рима.
Возможно, лучшее изображение Капитолйского храма Юпитера можно увидеть на Жертвенной доске от ныне потерянной арки императора Марка Аврелия. На этом рельефе Марка Аврелия изображают в роли главного священника, приносящего жертву Юпитеру среди толпы сопровождающих. На заднем плане изображен храм с тремя дверями, предположительно Храм Юпитера Капитолийского.
Влияние
Хотя Храм Юпитера Оптимуса Максимуса был построен в этрусском стиле с участием этрусских мастеров, он тем не менее служит отправной точкой для развития римской храмостроительной традиции, которая часто включала местные элементы более широко в римский шаблон.
С точки зрения истории архитектуры непреходящее значение храма Юпитера лучше всего можно узнать по его влиянию на строительство римских культовых сооружений, начиная с последних двух веков до нашей эры и до третьего века нашей эры. Императорские храмы по всей империи, включая Храм Portunus в Риме, Мезон Карре во Франции и многие Капитолии (храмы, посвященные Юпитеру, Юноне и Минерве) римских колоний, основанных в Северной Африке, демонстрируют очевидную визуальную связь с Капитолийским храмом. Их объединяет общая фронтальность, глубокий парадный подъезд и богатое скульптурное украшение. Тем не менее влияние Храма Юпитера также можно увидеть в общем римском подходе к проектированию архитектуры - монументальный масштаб, городская обстановка, роскошное убранство и внушительная высота. Вместе эти элементы являются отличительными чертами римских храмов и позволяют предположить, что он был отправной точкой для того, что станет общепризнанным архитектурным знаком римского владычества над средиземноморским миром. В частности первоначально галло-римский храм Юпитера располагался на том месте, где сейчас стоит Собор Парижской Богоматери.
Другие постройки
После колонизации Помпей ранее построенный там храм стал Капитолием, храмом, посвященным столичной триаде Юпитера, Юноны и Минервы, в соответствии с религиозной традицией Рима. С его доминирующим положением на Форуме и возвышающимся за ним Везувием Храм Юпитера (Помпеи) является символическим изображением разрушения города. Он стоит на подиуме длиной около 17 метров вдоль фасада, имеет ряд ступенек, идущих вдоль всего фасада с видом на Форум. В верхней части ступеней шесть колонн (изначально высотой около 12 метров), они вели в открытое пространство (пронаос), которое, в свою очередь, привело к «целле» или внутреннему святилищу. Целла была разделена на три зоны, в которых находились статуи капитолийской триады. В храме было два узких лестничных пролета, по одному с каждой стороны большого центрального помоста, где стоял алтарь, и две монументальные балюстрады с конными статуями. Барельеф, изображающий храм во время землетрясения, был найден в ларарие в доме Цецилия Юкундуса и дает нам представление о том, на что действительно было похоже здание. Под трибуной находилась серия небольших комнат, в которых хранились священные предметы храма, жертвоприношения и, возможно, также сокровищница.
Храм Юпитера Статора был убежищем на склоне Капитолийского холма. Согласно римской легенде, его основал король Ромул, после того как пообещал построить его во время битвы между римской армией и сабинами.
Битва произошла в районе Форума между Ромулом и Татием, королем сабинян. Римляне были вынуждены отступить в гору на Виа Сакра. Однако на Порта Мугония Ромул молился Юпитеру и клялся ему построить храм, если тот остановит наступление сабинян. Римляне перегруппировались и удерживали свои позиции, не потерпев поражения.
На этом месте Ромул основал храм, вероятно, недалеко от Порта или рядом с ним. Святилище, скорее всего, было только алтарем, окруженным низкой стеной или забором.
В 294 г. до н. э. Марк Атилий Регулус дал похожую клятву в подобной ситуации, когда римляне проигрывали битву против самнитов, но они чудесным образом развернулись, перегруппировались и удержали свои позиции против врага.
Храм был разрушен во время Великого римского пожара во время правления Нерона в июле 64 года.