Последнее десятилетие в мировой практике менеджмента появляется много новых современных концепций и методов управления организациями. Вопросы координирования бизнес-процессов в фирмах становятся очень актуальными, так как напрямую оказывают влияние на эффективность функционирования компании.
Сущность понятия
Концепция управления – это идея, способ менеджмента на предприятии. Она позволяет создать в компании соответствующие условия для того, чтобы можно было приспособить занимаемую компанией позицию к ожиданиям сотрудников. Есть много разных методов управления. Выбор наиболее подходящего для специфики предприятия зависит от руководства.
Под управлением понимают комплекс мероприятий, включая планирование и принятие решений, организацию, руководство, менеджмент людей, направленный на ресурсы организации (человеческие, финансовые, материальные и информационные). Цель этих мероприятий – достижение итоговых результатов организации эффективным и действенным образом.
Понятие технологии менеджмента
Технология управления – это один из факторов производства, который говорит о том, сколько компания может произвести, используя данное количество капитала и рабочей силы. Он охватывает все, что влияет на производительность труда и капитала. Современные технологии управления также можно понимать как совокупность знаний, навыков, опыта и организационных решений, используемых для производства и использования товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека.
Элементы исследуемого понятия:
- аппаратные средства – физическое оборудование, необходимое для выполнения задач и операций, то есть машины, устройства, системы и т. д.;
- программное обеспечение – знание того, как использовать оборудование (программы, базы данных, проекты);
- интеллектуальное обеспечение – осознание технологии, умение и готовность ее использовать, компетенции сотрудников, организационные условия, инновационная культура.
Внедрение современных технологий управления означает методы и способы, а также знания, воплощенные в конкретных продуктах (например, знания, содержащиеся в руководствах по эксплуатации, технических и технологических характеристиках, патентах, компьютерном программном обеспечении).
Типология технологий
С учетом масштабов использования современных технологий менеджмента на предприятии различают следующие виды:
- базовые – широко используются на данном предприятии, а также применяются на всех предприятиях и не дают конкурентных преимуществ фирме;
- ключевые – на данный момент они обеспечивают конкурентные преимущества фирме;
- технологии разработки – их использование в современном производстве низкое из-за того, что они находятся в стадии разработки, в то время как перспективы их использования в будущем являются многообещающими;
- появляющиеся (инновационные) – те, которые только появляются и находятся в фазе научных исследований и испытаний.
Характерные черты
По сравнению с другими продуктами современные технологии управления обладают рядом особенностей:
- Знание – неуловимая категория, этот продукт интеллектуален. Полезная ценность технологии основана на растущей базе знаний, которая позволяет производить постоянный поток продуктов и услуг.
- Совокупный характер знаний означает, что текущие ресурсы и уровень развития косвенно связаны с научно-техническим прогрессом прошлых поколений, что затрудняет их отнесение к конкретным фактам или понятиям.
- Износ в экономическом смысле. Знания не могут быть израсходованы, технология может продаваться и использоваться бесконечное количество раз, не потребляя при этом свою сущность.
- Простота передачи: технологии стали мобильными благодаря быстрому развитию телекоммуникаций и компьютерных сетей связи.
- Транснациональный и глобальный характер процесса генерирования технологических знаний включает как умения, защищенные авторским правом, так и без такой защиты.
Рассмотрим основные современные технологии управления.
Менеджмент по целям
Современные технологии и методы управления касаются вопросов менеджмента по целям.
Этот метод был создан в 1950-х годах и позволяет использовать творческий подход и изобретательность.
Сущность управления по целям:
- совместное определение и согласование целей руководством и подчиненными;
- общие взгляды и оценка полученных результатов.
Общие этапы процесса описаны ниже:
- постановка целей;
- определение средств;
- измерение производительности;
- стратегическое планирование (миссия, долгосрочные и краткосрочные цели);
- разделение основных целей;
- назначение целей для отдельных организационных единиц;
- утверждение и сравнение ключевых областей.
При реализации этапов следует учитывать:
- рентабельность;
- расходы;
- эффективность;
- качество.
Особенностями метода управления по целям являются:
- количественное определение целей;
- выбор ключевых областей результатов.
Этот метод в основном используется на крупных и средних предприятиях.
Менеджмент подвержен влиянию четырех факторов:
- совокупность основных и частных задач;
- прозрачная организационная структура;
- информационно-управляющая система;
- демократический стиль руководства.
Процедура может быть подробно описана так:
- подготовка высшего руководства;
- рабочие семинары;
- формулировка областей ключевых результатов;
- согласование целей на высших уровнях;
- согласование и утверждение целей;
- разработка рабочей карты сотрудника;
- план улучшений (это индивидуальный план);
- периодические проверки и контроль;
- анализ и оценка достигнутых результатов;
- перезапуск управления по целям.
Менеджмент по исключениям
Современные технологии управления организацией касаются менеджмента исключениями.
Задачами процесса являются:
- создание условий, позволяющих сосредоточиться на наиболее важных задачах или проблемах;
- опора на информацию и контроль;
- делегирование полномочий и ответственности при сохранении права менеджера вмешиваться в исключительные вопросы.
Этапы включают:
- анализ и измерение (расчет ожидаемых значений);
- выбор критерия оценки (допустимых пределов);
- наблюдение и сравнение;
- решения, возможности и перспективы.
Стандарты, план и цели компании положительно влияют на этапы внедрения менеджмента через исключения. Тем не менее риски являются отрицательными.
Метод используется в областях:
- контрольная деятельность;
- управление складом;
- расходы;
- выявление кризисных ситуаций.
Преимущества метода:
- упрощение работы менеджера и экономия его времени;
- предоставление возможностей для выявления кризисных ситуаций;
- принуждение к использованию систем;
- равномерное распределение полномочий по принятию решений на различных уровнях структуры.
Недостатками являются:
- трудности с делегированием полномочий;
- связь с руководителем возможна практически только в кризисных ситуациях.
Менеджмент по результатам
Использование современных технологий управления касается менеджмента по результатам.
По словам Питера Друкера, данный метод нужен тогда, когда предприятия создают издержки, а прибыль находится за их пределами. Это метод временного сосредоточения на действиях в отношении выделенных услуг (продуктов), которые являются источником наибольшей прибыли для предприятия. Чаще всего метод используется в крупных компаниях, которые производят разные виды продукции.
Этапы применения методики:
- анализ потенциала компании;
- выбор продуктов, которые обещают получить лучшие результаты;
- концентрация деятельности на этих продуктах;
- создание центров прибыли;
- систематический контроль достигнутых результатов.
Центры затрат обычно берутся по подразделениям предприятия, но при условии, что можно напрямую начислять расходы. Центром прибыли может быть подразделение любой организации, которая имеет контакт с рынком и продает товары или продукцию.
Центр прибыли (затрат) создается на основе подразделений организации. Это центры, которые ответственны за расходы и прибыль.
Они созданы для целей:
- повышение уровня управления;
- повышение эффективности и гибкости;
- повышение конкурентоспособности данной компании.
Реализация осуществляется посредством:
- увеличения независимости подразделений;
- связывания результатов своей работы с системой оплаты труда работников и руководителями отдельных подразделений.
Создание целей для подразделений основано на процедуре, включающей:
- организационное разделение центров;
- определение целей и задач центров;
- определение сферы ответственности и независимости;
- уточнение правил и порядка проведения оценки центра;
- составление правил увязки результатов центров с системой оплаты труда.
Преимущества методики:
- простые инструменты управления с точки зрения оплаты;
- повышение личной ответственности менеджеров;
- лучшие связи между производительностью и оплатой.
К недостаткам относятся:
- возникновение проблем координации;
- возможность появления конфликтного характера;
- вероятность распространения стиля самодержавного управления.
Менеджмент через делегирование полномочий
Основы современных технологий управления касаются делегирования полномочий.
Отношение менеджера играет ключевую роль в процессе делегирования. Если управленческая команда имеет негативное отношение к делегированию прав, то возникают трудности.
Типы менеджеров, которые не хотят делегировать полномочия, следующие:
- эгоисты;
- рабочие лошади;
- неопытные;
- сомнительные.
Препятствиями, мешающими эффективному процессу делегирования, являются:
- связанные с менеджером: нежелание, незащищенность, отсутствие управленческих навыков;
- связаны с подчиненными: незащищенность, отсутствие готовности брать на себя дополнительные обязанности;
- внешние условия и рабочий климат: отсутствие четкого разделения обязанностей, прав.
Процедура выглядит следующим образом:
- менеджер обязан иметь знания, кому делегировать права и каков будет объем ответственности и полномочий;
- применяется принцип двойной ответственности, который гласит, что босс по-прежнему несет ответственность за выполнение делегированной задачи.
Управление делегированием прав осуществляется в соответствии со следующими этапами:
- осознание необходимости делегировать;
- анализ текущих задач и полномочий;
- возможность делегирования;
- расчет затрат и выгод от размещения;
- выбор сотрудника (в письменной форме) и предоставление ему новых задач, полномочий и обязанностей.
Преимущества методики:
- освобождает менеджера от рутинных задач, давая ему возможность заниматься реализацией стратегических мероприятий;
- лучшее качество решений;
- ускорение принятия решений;
- создание возможности для удовлетворения потребностей более высокого уровня;
- более равномерное и рациональное распределение обязанностей на разных уровнях организации.
Недостатками являются:
- метод связан с трудностями, возникающими из-за бюрократии;
- чрезмерная формализация и чрезмерная стабилизация.
Менеджмент через участие в управлении
Современные технологии управления касаются участия в менеджменте сотрудников.
Метод заключается в том, чтобы включить подчиненных в процесс управления бизнесом, а также в процессы принятия важных решений и стратегий.
Есть три фигуры, в которых присутствует управление по участию:
- непосредственное участие работников путем голосования;
- косвенное влияние со стороны представителей производственного совета;
- обеспечение сотрудников информацией и активными формами общения.
Для того чтобы охарактеризовать управление по участию, следует выделить следующие типы:
- формальный → прямой → пассивный;
- неформальный → косвенный → активный.
Существует два типа моделей:
- американская основана на неформальной консультации, доминировании менеджеров, доверии и терпимости;
- немецкая основана на совместном принятии решений, переговорах, правовых нормах.
Преимущества методики:
- мотивационный характер;
- предоставление сотрудникам возможностей для развития;
- способность снижать явление социальных волнений.
Недостатками методики являются:
- слишком много принимаемых решений;
- столкновение с трудностями в получении требуемой ответственности и связанные с этим трудности принятия решений;
- барьер в виде неадекватной подготовки сотрудников и руководителей к выполненным действиям.
Технология бенчмаркинга
Среди современных технологий управления выделяют бенчмаркинг.
Бенчмаркинг - это метод сравнения собственных решений с лучшими результатами конкурентов. Если компания хочет, чтобы этот метод дал ожидаемые результаты, его необходимо применять систематически. Это процесс непрерывного обучения, состоящий в сравнении своих продуктов, методов и явлений со своими коллегами (соперниками), которые лучше управляемы. Бенчмаркинг помогает в процессе экономической разведки, которая является законной деятельностью, в отличие от промышленного шпионажа.
Девиз бенчмаркинга – сказать, что «лучше учиться на чужих успехах, чем на собственных ошибках».
Объектом бенчмаркинга является практически каждый аспект деятельности компании, а именно:
- структура деятельности компании;
- производственные процессы;
- способы проектирования;
- свойства продукта;
- другие аспекты, например, маркетинг.
Существуют виды бенчмаркинга:
- внутренний;
- конкурентный или внешний;
- функциональный.
Внутренний бенчмаркинг применим на многопрофильных предприятиях. Он основан на том факте, что некоторые заведения используют опыт других.
Конкурентный анализ проводится в отношении соперников на рынке.
Функциональный бенчмаркинг связан со сравнительным анализом функций. Как правило, этот тип бенчмаркинга вне торговли.
Предметами методики чаще всего являются:
- процессы обработки данных;
- техническое обслуживание клиентов (сервисные компании).
Методика состоит из этапов:
- выбор предмета;
- отбор предприятий для сравнения;
- определение методов сбора данных;
- определение отклонений по отношению к шаблонам;
- наблюдение за причинами этих отклонений;
- определение уровней будущих результатов;
- внедрение улучшений;
- контроль результатов как этап реализации.
Для успешного проведения сравнительного анализа должны быть надежные источники, которые предоставляют необходимую информацию о процессах, выполняемых на других предприятиях.
Преимущества бенчмаркинга:
- улучшение инноваций путем выбора;
- минимизация затрат;
- повышение степени конкурентоспособности;
- точная формулировка целей;
- является основой обучающейся организации.
Недостатками бенчмаркинга являются:
- расходы на доступ к информации, так как многие источники информации оплачиваются;
- трудности в получении информации, потому что во многих случаях компания не может позволить себе выделять финансовые ресурсы для доступа к платным источникам информации;
- трудоемкий анализ;
- высокая вероятность ошибочного выбора эталона.
Технология реинжиниринга
Реинжиниринг – это метод, основанный на тщательной трансформации общих процессов компании. Это прекращение традиционных функциональных структур и начало введения команд, которые выполняют процессы от начала до конца. Реинжиниринг - это очень гибкий метод, который позволяет использовать многие другие способы, например, сравнительный анализ.
Чтобы метод реинжиниринга принес ожидаемые плоды, необходимо соблюдать правила при его реализации:
- начать деятельность с выявления потребностей клиента;
- быть ориентированным на процесс и анализировать его;
- разработать процессы совершенно новым способом, чтобы привести к быстрому улучшению показателей.
Методика применяется поэтапно:
- выбор процесса для реконструкции;
- создание команды;
- понимание процесса;
- реконструкция процесса;
- осуществление процесса контроля:
Существуют версии методики:
- революционный, включающий разрушение старого порядка и построение нового с нуля;
- систематический, основанный на реорганизации процессов;
- метод перемещения целей.
Основные преимущества:
- широкий спектр предлагаемых целей;
- повышение удовлетворенности клиентов;
- повышение позиции на рынке;
- гибкость и разнообразие методов, используемых одновременно.
Недостатками являются:
- увеличение расходов на занятость;
- недостаточная подготовка сотрудников и персонала к изменениям.
Технология аутсорсинга
Аутсорсинг в основном связан с услугами.
Его функции включают в себя:
- освобождение предприятия от выполнения определенных задач;
- использование внешних услуг.
Аутсорсинг отличается своими вариациями:
- используется небольшими вновь созданными компаниями, которые отказываются от принятия определенных функций;
- используется крупными компаниями, которые находятся в процессе реструктуризации.
Преимущества этого метода:
- снижение стоимости;
- рациональное использование ресурсов;
- повышение уровня экономии.
Однако недостатками являются:
- риск снижения качества;
- возможность размытия имиджа компании;
- рост социальных расходов.
Менеджмент через мотивацию
Современные технологии управления персоналом касаются вопросов мотивации на предприятии. Данный метод вызывает необходимость знания психологических механизмов стимулирования.
Понятие «мотивация» определяется по-разному. Чаще всего под ней понимается предоставление и демонстрация стимулов действий, а также оправдание предпринятых действий.
Мотивационными механизмами являются:
- потребности (Маслоу, Херцберг, Макклелланд);
- ожидания;
- эффекты предыдущего действия – процесс обучения;
- ощущение справедливого обращения.
Герцберг создал двухфакторную теорию:
- обстоятельства, определяющие удовлетворенность работой, называются факторами: трудовые достижения, признание, содержание работы, возможность развития, сфера ответственности;
- гигиенические факторы, недостаток которых вызывает неудовлетворенность: условия труда и оплата труда, уверенность в работе, отношения между людьми, статус (занимаемая должность).
Типология потребностей в соответствии с теорией Макклелланда:
- потребность в достижениях;
- люди любят брать на себя ответственность за задачи, которые они выполняют;
- они принимают разумный риск;
- они считают информацию о результатах ценной;
- потребность во власти.
Мотивационные инструменты:
- традиционное деление выплат: заработная плата, бонусы, призы;
- нематериальные: похвала;
- принудительные меры в виде приказов, инструкций;
- стимулы, как положительное подкрепление;
- средства убеждения: переговоры, согласие.
Концепция динамического менеджмента персонала
Современные технологии управления персоналом означают:
- максимальный подход к работнику;
- устранение чрезмерного расстояния;
- менеджер выступает в качестве члена руководства и команды;
- успех зависит от деятельности всей команды.
Применение в информационном пространстве
Современные информационные технологии управления вошли во все сферы жизни, и они превосходно «чувствуют» себя, особенно в бизнесе. На самом деле трудно представить современную растущую компанию, которая бы их не использовала.
В век информации, основанной на знаниях работы, современные IT-системы стали ключевыми инструментами успеха бизнеса. В крупных компаниях многие бизнес-решения поддерживаются сегодня передовыми аналитическими системами управления. Например, крупные розничные сети принимают решения о выборе ассортимента, его распределении и ценовой политике на основе знаний, вытекающих из анализа огромного количества данных и с помощью современных алгоритмов прогнозирования. Благодаря таким инструментам крупные игроки продолжают увеличивать свою долю на рынке, вытесняя более мелкие структуры.
Компания, которая использует современные информационные решения в управлении, работает быстро и эффективно. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, все процессы должны контролироваться как можно быстрее и оптимальнее, поэтому ERP-системы выступают главными. И чем более развита компания, тем она сложнее.
IT-система управления компанией похожа на нервную систему человека. Она улучшает внутреннюю коммуникацию и поддерживает постоянное сотрудничество подразделений компании в реализации поставленных задач. Во времена динамичных перемен адаптивные навыки становятся ключевым фактором успеха.
Применение в госуправлении
Почти все передовые управленческие технологии позволяют существенно повысить продуктивность местного и городского управления. В современном мире внешние условия деятельности каждой организации стремительно изменяются, финансовая среда становится все более конкурентоспособной. Как следует, почти все организации частного и муниципального сектора обязаны использовать новые способы менеджмента. Большая часть современных технологий управления может быть применена не только в коммерческой сфере, но и в государственной, и местной администрации. Новые условия развития общества приводят к тому, что почти все способы и приемы управления, которые доказали свою продуктивность в частном секторе, равномерно переходят на практику местного и городского менеджмента. В итоге различия между коммерческим и муниципальным управлением сокращаются. Большая часть подходов, определенных способов и технологий действенного управления, сейчас актуальны и для госсектора. В последнее время во всем мире произошли перемены в модели управления на госслужбе в целом, в том числе, в местном и городском менеджменте. Эти перемены в некой степени совпадают с изменениями в управлении в коммерческих организациях. Новые подходы современных технологий государственного управления обеспечивают непрерывное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала и обеспечение безопасности труда. Адаптивный потенциал организации получается благодаря относительной стабильности коллектива с общими ценностями и общим видением. В ходе создания новой модели управления, роль персонала изменяется. Вложения в человеческий капитал так же имеют большое значение, как и вложения в основной капитал. Непрерывное обучение персонала, и способы урегулирования вопросов, становятся обязательным элементом менеджмента.
Применение в образовании
Действенное управление образовательными заведениями и принятие грамотных решений требуют четких и точных сведений о работе учебного заведения. Из-за низкого уровня автоматизации бухгалтерского учета в образовательных компаниях, получение актуальных и точных сведений время от времени осложнено, либо занимает большое количество времени.
Успех современных образовательных технологий в управлении в настоящее время не может быть достигнут без использования действенных информационно-коммуникационных способов. Внедрение этих технологий в образовательном учреждении является ключом к достижению перевода учреждения на более новый уровень контроля, который формирует устойчивое развитие системы образования в целом.
Заключение
В рамках данной статьи представлены основные виды современных технологий управления в компаниях. Вопросы применения данных технологий очень актуальны сегодня, так как эффективное управление создает условия для рационального функционирования всех подразделений фирмы, что выражается в качестве продукции и услуг.