Для выстраивания системы мотивации персонала и для совершенствования менеджмента необходимо понимать, с какой эффективностью работают сотрудники и руководители. Это делает чрезвычайно актуальным в управлении понятие эффективности. Поэтому нужно знать, что такое результативность, каковы ее критерии и методы оценки.
Понятие результативности
Сущность данного понятия заключается в степени достижения поставленных целей. Есть несколько основных подходов к ответу на вопрос, что такое результативность. В первом случае под этим понятием имеют в виду именно степень достижения целей, стоящих перед организацией. Этот подход действенен тогда, когда цели можно измерить в неких конкретных показателях. Во втором случае результативность понимается, как способность организации извлекать из внешней среды необходимые, часто уникальные ресурсы, необходимые для функционирования организации. В третьем подходе понятия эффективность и результативность практически уравниваются. В этом случае под ними понимают способность достигать хороших результатов в деятельности предприятия при минимальных затратах и при опоре преимущественно на внутренние ресурсы. В целом существует традиция разводить эти два понятия. Известный теоретик менеджмента Питер Друкер связывает эффективность с организацией процесса управления, а результативность с удовлетворением потребностей потребителей и клиентов. Оба этих феномена важны и требуют внимания от руководителя.
Результативность в менеджменте
В управлении организацией важнейшим параметром оценки является именно достижение поставленных целей. Поэтому эффективность менеджмента является основной характеристикой успешности. Отвечая на вопрос, что такое результативность в управлении персоналом и организацией, стоит отметить, что данные понятия в теории менеджмента сильно сближаются, а порой и синонимизируются. Исследователи устанавливают непосредственную связь между эффективностью, успехом и результативностью. Это все звенья единой цепи. Результативность в менеджменте – это способность всей системы управления обеспечивать достижение заданных результатов, в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями. Данные цели могут быть связаны с выпуском продукции для удовлетворения потребностей покупателей, с качеством предоставляемых услуг, а также с процессами организации производства, со всеми этапами управления персонала и удовлетворением потребностей сотрудников.
Критерии результативности управленческого труда
Любой труд требует оценки, чтобы его можно было справедливо оплачивать, однако не всегда возможно установить четкие показатели для оценивания. Для определения того, что такое результативность, необходимо сформулировать показатели, по которым ее можно оценить. В первую очередь, это комплекс критериев, связанных с уровнем достижения целей компании. Вторая группа показателей связана с полнотой и качеством удовлетворения потребностей покупателей и клиентов, а также сотрудников компании и ее партнеров. Также результативность может оцениваться с точки зрения поиска и нахождения возможностей для расширения бизнеса, для его роста. Кроме того, критериями общей эффективности могут служить показатели результативности по разным функциональным направлениям деятельности предприятия. Оценивая результативность работы менеджеров, необходимо соотносить их достижения и успехи со стратегией компании, а также выявлять их личный вклад в развитие предприятия.
Показатели эффективности труда персонала
Для того чтобы определить личную эффективность сотрудников разного функционала применяют понятие "ключевые показатели результативности", или KPI. Это индивидуальная система оценки каждого сотрудника, которую разрабатывает предприятие, учитывая собственные приоритеты и направление бизнеса. В оценке используются обычно количественные и качественные показатели, поэтому системы KPI нельзя использовать для абсолютно всех видов деятельности. Существует несколько подходов для оценки результативности:
- соотношение полученных результатов с понесенными затратами;
- оценка соответствия выполнения заданий установленным нормам и стандартам;
- оценка производительности труда сотрудника.
Сложность применения единых стандартов оценки заключается в том, что многие операции трудно представить в виде количественных оценок. Однако затраты на разработку такой системы во многом оправданы, так как подобная оценка существенно повышает мотивированность персонала в повышении производительности труда, улучшает систему контроля за выполнением производственных задач, а также повышает вовлеченность персонала в решение общих стратегических задач компании.
Оценка результативности в менеджменте
Для оценки работы руководителей чаще всего система KPI неприменима. Так как менеджеру приходится решать множество задач, которые невозможно однозначно перевести в количественные или качественные единицы. Поэтому для оценки работы руководителя применяют особые критерии результативности. К ним относят качество выполнения управленческих задач, в том числе, выполнение вверенным подразделением показателей по производству продукции, соблюдению сроков решения поставленных задач, по экономии и привлечению ресурсов. Критериями оценки результативности менеджера обычно выступают:
- затраты управленческого труда и их соотнесение с достигнутыми целями;
- глобальные результаты, т. е. влияние работы менеджера на общую стратегию развития компании;
- оперативность, насколько своевременно руководитель решает проблемы;
- упорядоченность и отлаженность производственного процесса.
Значимость оценки эффективности в менеджменте
Одной из важнейших функций руководства является контроль выполнения поставленных задач и достижения целей. Поэтому оценка результативности – это необходимая часть работы менеджера. Руководителю необходимо вырабатывать систему мотивации персонала, а для этого необходима качественная система оценки их труда. Когда сотрудники понимают, за что они получают вознаграждение и поощрение, они обычно начинают работать качественнее. Поэтому любой менеджер должен уделять достаточно времени и усилий для выработки системы оценки результативности сотрудников.