Вассиан Патрикеев - известный отечественный политический и духовный деятель, знакомый публицист XVI столетия. Он считается учеником и последователем преподобного Нила Сорского, соавтором и сотрудником Максима Грека. Его относят к представителю течения нестяжателей, которое он даже некоторое время возглавлял. Имел прозвище Косой, которое можно регулярно встретить в произведениях и воспоминаниях о нем. По всей вероятности, оно было ему дано не из-за внешних недостатков, а придумано идейными противниками, последователи Иосифа Волоцкого, называвших себя иосифлянами. В этой статье мы расскажем биографию писателя, а также о его основных произведениях.
Происхождение
Известно, что Вассиан Патрикеев родился около 1470 года. Его родители были представителями состоятельного и влиятельного рода князей Патрикеевых. Свое происхождение они вели от одного из сыновей литовского князя Гедимина, которого звали Наримант. Он перешел в православие, приняв имя Глеб.
Отец героя нашей статьи Иван Юрьевич и дед Юрий Патрикеевич состояли на службе у великого московского князя Василия II, а после у Ивана III. Занимали значимые государственные должности. Юрий Патрикеевич во главе московского войска в 1433 году выступал против галицких князей Дмитрия Шемяки и Василия Косого. Правда, его поход потерпел неудачу. Армия была разгромлена, а сам он взят в плен.
Сумев вернуться в Москву, он был оставлен в 1439 году для обороны города, когда Василий II опасался набегов хана Улу-Мухаммеда.
Иван Юрьевич считался одним из приближенных бояр при Василии Темном. В 1455 году ему удался успешный поход против татар. Войско неприятеля он разбил в районе Коломны на Оке. Был московским наместником и главным воеводой великих князей Василия II и Ивана III.
Успешная карьера и постриг в монахи
Вассиан Патрикеев в миру носил имя Василий Иванович. Дипломатическая и военная карьера молодого князя была весьма успешной. В 1493 году его отправили с армией в Можайск. На протяжении последующего года он три раза принимал участие в переговорах с послами из Литвы. В результате ему удалось добиться заключения мирного договора на выгодных условиях, за что его пожаловали в бояре.
В 1496 году во главе русского войска Василий Иванович Патрикеев отправился в поход против шведов. Когда случилась ссора Ивана III со своим сыном Василием, Патрикеевы встали на сторону внука Ивана Дмитрия Ивановича. Они провозгласили его наследником престола, за что их постигла опала, когда Иван III утвердился на престоле.
В результате в 1499 году герой нашей статьи был пострижен в монахи под именем Вассиан (Патрикеев). Официально он был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю.
Знакомство с Нилом Сорским
Примечательно, что он при этом не пожелал оставаться в стороне от событий, которые происходили в стране, принимая в них самое деятельное участие. Церковный писатель, предположительно это был Максим Грек, вспоминал, что монах Вассиан Патрикеев славился в миру умом, воинской доблестью и выдающимися способностями. Оказавшись в монастыре, он в скором времени прославился большой начитанностью и кругозором, соблюдением строгих монастырских уставов.
Вскоре он оказался под влиянием Нила Сорского. Это известный православный святой, видный деятель Русской православной церкви, который считается основателем скитского жительства на Руси. Он автор "Устава о скитской жизни", "Предания", большого количества посланий, отличающихся нестяжательскими взглядами.
Нестяжательство
Под влиянием Нила Сорского Вассиан стал нестяжателем. Это монашеское движение в нашей стране, которое существовало в XV-XVII веках. Его появление было связано со спорами о монастырских владениях, против которых выступали сторонники этих идей. Их главными противниками в этом были иосифляне.
Примечательно, что их противостояние не ограничивалось вопросами о монастырских вотчинах, а также другими имущественными проблемами. Различия во взглядах также касались отношения к еретикам, которые раскаялись и желали вымолить прощения, а также общецерковному и поместному преданию. Спор этот окончился победой иосифлян. Считается, что он имел большое значение для развития Русской православной церкви.
Важно, что значение изначально возникшего спорта о монастырском имуществе находится за рамками монашеской аскезы. Некоторые исследователи сегодня рассматривают нестяжательство, как некую аскетическую норму и этический принцип, который был характерен для русского менталитета, развивавшегося под влиянием старчества. Проповеди нестяжателей имели определенное влияние на мирское общество, особенно на отношение обычных людей к использованию чужого труда и собственности.
Судя по дошедшим до нас документам того времени, сами нестяжатели, как и иосифляне, тогда практически не использовали этот термин. Известны только единичные случаи применения этих понятий. Например, Максим Грек в бумагах, относящихся к 1520-м годам, в диалоге о монастырских богатствах называет спорящих "любостяжательным" и "нестяжательным".
Также православный богослов и полемист XVI века Зиновий Отенский нестяжателем называем героя нашей статьи Вассиана, критикуя его произведения и взгляды. Официально этот термин стал общеупотребимым только в конце XIX века.
В основе нестяжательства лежит один из трех монашеских обетов, который следует давать при постриге. Странник при этом отрицает не только всевозможные земные богатства, но даже минимальное имущество.
Изначально нестяжательство сформировалось на базе Кирилло-Белозерского монастыря. Оно возникло как монашеское движение. О первых разногласиях, которые возникли между монахами, стало известно в середине XV века, когда во главе обители стоял игумен Трифон. При этом нельзя с полной уверенностью говорить о том, что было истинными причинами возникшим разногласий.
Следующее значительное столкновение произошло во времена игумена Серапиона, который руководил монастырской братией с 1482 по 1484 годы. От Ивана III он принял почти три десятка сел на территории Вологодской волости. К тому времени Кирилло-Белозерский монастырь был уже крупным землевладельцем, поэтому приобретение новых земель не являлось вопросом обеспечения иноков, а только роста благосостояния обители. Нарушение заветов основателя монастыря привело к тому, что полтора десятков старцев покинули монастырь в знак протеста. Тогда в ситуацию вмешался князь Михаил Андреевич. В результате конфликт достаточно оперативно был исчерпан.
Следующим игуменом стал близкий к Нилу Сорскому монах Гурий, который вернул князю угодья, полученные при Серапионе. Но и в этом случае имеются только косвенные указания на то, что именно земельный вопрос был в основе конфликта. Например, некоторые исследователи утверждают, что старцы покинули монастырь, протестуя против действий Серапиона, который, по их мнению, нарушал внутренний распорядок жизни монастыря.
После 1419 года Кирилло-Белозерская братия вновь начинает приобретать новые земли, провоцируя очередные противостояния.
Политическая и церковная деятельность
Взгляды Вассиана Патрикеева кратко изложены в этой статье. Вместе с Нилом Сорским и его последователями он выступает против владения церковными землями и любым другим имуществом. В это же время их противники иосифляне представляли интересы крупного монастырского землевладения. С их точки зрения обитель должна была иметь собственное хозяйство.
В своих произведениях Вассиан Патрикеев излагал основные взгляды. В трактате "Собрание некого старца" он призывает не владеть и не держать никакого имущества, по его мнению, монахи должны жить в безмолвии и тишине, питаясь за счет натурального хозяйства. Все это подтверждает его приверженность к аскетизму.
При этом в своих книгах Вассиан Патрикеев критиковал ростовщиков в церкви, а особенно начисление сложных процентов. Он обвинял их в ненасытности и сребролюбии.
Возвращение из ссылки
Современники отмечают, что Вассиан был стойким человеком, который всячески отстаивал свои убеждения и боролся за них. Примечательно, что в отличие от своего наставника Нила Сорского был страстным и энергичным деятелем. Например, в рамках своей идеологической борьбы он подготовил редакцию своей "Кормчей книги".
В 1509 году Василий III вернул его из ссылки, тому удалось завоевать симпатию и доверие правителя. Известно, что великий князь внимательно изучал произведения Вассиана Патрикеева, называя его своим наставником в вопросах человеколюбия.
Всеобщее почитание и уважение к себе он снискал, когда начал выступать за оступившихся и опальных вместе с митрополитом Московским и всея Руси Варлаамом.
Опала в конце жизни
В конце своей жизни герой нашей статьи снова оказался в опале. Годы жизни Вассиана Патрикеева пришлись на период с приблизительно 1470 года на время после 1531-го.
Незадолго до этого Вассиан предпринял попытку атаковать иосифлян, обвиняя их в ереси. Но даже в этом случае указывал, что каждый еретик достоин прощения и понимания в случае его искреннего раскаяния.
Именно в 1531-м окончилась его активная общественная и религиозная деятельность. Это произошла после того, как его основной оппонент митрополит Даниил обвинил бывшего князя в ереси.
Формально обвинения заключались в том, что Вассиан якобы отрицал учение о двойной природе Иисусе Христа - человеческой и божественной. Даниил заявлял, что Вассиан считает, как будто Христу свойственна только божественная сущность.
По распоряжению правителей Вассиана заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь. Как отмечал князь Курбский, в скором времени после этого иное был уморен иосифлянами.
Публицистика
Еще в период ссылки стал известен Вассиан Патрикеев и его сочинения. Это труды "Собрание некоего старца", "Ответ кирилловских старцев", "Прение с Иосифом Волоцким".
В "Слове о еретиках" Вассиан Патрикеев подвергает подробному и разностороннему рассмотрению вопрос об их судьбе. Если иосифляне требовали беспощадного наказания всех отступников от христианской веры. И непокаявшихся, и покаявшихся. К этому вопросу возвращается Вассиан Патрикеев и в "Слове ответном", объединяя две темы, которые волновали его больше всего.
В частности, он в очередной раз осуждает монастырское и церковное владение вотчинами, а также призывает мягко обращаться с еретиками, особенно с теми, кто искренне раскаялся.
Положение крестьян
Рассказывая кратко о философии Вассиана Патрикеева, следует отметить, что инок обличает других монахов за отступление от заповедей Евангелия о нестяжании, любви и милосердии. Например, в "Слове ответном" он изображает наглядные картины жесткой и несправедливой, по его мнению, эксплуатации крестьян монастырями, с сочувствием описывает бедственное положение, в котором они пребывают.
Фактически рабовладельческое положение крестьян сильно беспокоит инока. Эта тема с определенного периода начинает играть большую роль в его публицистике, превращаясь в итоге в важную тему для полемики среди мыслителей XVI столетия.
В "Прениях с Иосифом Волоцким" в форме открытого диалога представлено общение представителей двух противоположных направлений церковной мысли. В этом произведении герой нашей статьи подводит определенные итоги из многолетней полемики, формулирует идеи своей философии Вассиан Патрикеев. В этой работе он указывает на то, что уговаривал князя лишать монастыри и церкви земель, формулируя свой способ противостояния монастырским и секуляризационным землям.
Составляя "Кормчую книгу", он придает своим основным трудам форму канонических трактатов, подкрепляя свои рассуждения конкретными ссылками. Первая редакция была окончена к 1517 году, а вторая через пять лет при участии Максима Грека. В отличие от официальной, которая была признана Русской православной церковью, в ней все выстроено по систематическому принципу, а не в хронологическом порядке. Это предоставляет возможность составителю выражать нужные ему идеи за счет соответствующего подбора материалов и статей.
Особенности литературной манеры
Все свои годы жизни Вассиан Патрикеев занимался активной публицистической деятельностью. Основными чертами его литературной манеры были страстное обличение, острота, едкость полемики и резкость. Остроты он достигал, противопоставляя реальную действительность идеалам христианского учения. Например, если речь шла о монашеском быте. Также он активно использовал в своих трудах такой прием, как иронию.
В использовании едкой полемики его публицистическое мастерство постоянно находило точки соприкосновения с так называемым "кусательным" стилем Ивана IV Грозного.
Если говорить об истории русской публицистики в XVI столетии, то Вассиан занимает в ней важное и почетное место. Он считается одним из самых влиятельных и последовательных идеологов, формулировавших идею нестяжательства. Особого внимания заслуживает его учение о недопустимости монастырям владеть селами. Это отвечало интересам сразу многих слоев современного ему общества. В частности, светской части класса феодалов и целям, которые преследовали руководители централизованной власти. Все они были самым непосредственным образом заинтересованы в секуляризации монастырских и церковных земель. Отвечали заявления Вассиана и интересам простых крестьян, которые на протяжении десятилетий подвергались нещадной эксплуатации в этих монастырских вотчинах.
После переезда в Россию идеи нестяжательства поддержка Максим Грек, на них в своих работах опирался Феодосий Косой, когда критиковал вотчинные права монастырей.