Сюрреализм – направление буржуазного современного искусства, которое зародилось в начале 20-х годов прошлого столетия во Франции. Стиль олицетворяет собой кризис капиталистического общества и находит основы в противоречивой идеалистической философской теории Зигмунда Фрейда. Ужас реального мира воплощается в работах художников и писателей сюрреализма.
Сюрреализм в литературе и живописи имел цель познать человеческое подсознание, приобщиться к сверхъестественному, создать другую реальность. Основателем и идеологом направления считается Андре Бретон, который считал, что сюрреализм – это психический автоматизм, и мысль не диктуется в нем разумом и нравственными соображениями. Как его основатель, Бретон желал объединить всех сюрреалистов, но их бесконечные споры между собой и обвинения, вызванные различиями во взглядах, не могли завершиться мирно. Тем не менее творцы имели единый посыл: они желали не просто создать новый стиль, они хотели изменить современную жизнь. По мнению сюрреалистов, бессознательное начало является высшей истиной на земле.
Особенно популярным сюрреализм в литературе и искусстве стал во времена мировых войн. Продолжатели противоречивого течения появились в Европе и Америке. В ту пору массы с данным стилем знакомили художники и писатели, эмигрировавшие из Франции в другие страны.
Наиболее известными живописцами-сюрреалистами XX века считаются Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро. В кино нам известны имена Луиса Бунюэля, а также Жоржа Садуля. Сюрреализм в литературе обрел популярность благодаря Андре Бретону, Луи Арагону, Рене Шару, Анри Мишо, Роберу Десносу, Полю Элюару.
Анализировать работы творцов данного стиля практически не представляется возможным, но если рассматривать, скажем, живопись Сальвадора Дали, где все тщательно сконструировано и каждый из элементов имеет свой смысл, можно познать для себя некоторую суть его мыслей. Произведения сюрреализма ориентированы на идею и образ, а не на сам предмет. Неподготовленный читатель или зритель не сможет в должной мере воспринять замысел сюрреалистических текстов и полотен. Только человек с хорошим воображением, неординарными мыслями и ассоциациями сможет полностью погрузиться в мир сюрреалистов того времени и познать для себя что-то новое.
По некоторым данным, сюрреализм в литературе впервые вышел в массы в 1918 году, когда была издана книга Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля». Этот стиль берет свое начало не в отдельных текстах, а в книге, куда вошли произведения различных жанров.
Сон являлся одним из источников вдохновения и познания для сюрреалистов. В ту пору были популярны проводимые поэтами серии сеансов сна. На них Робер Деснос – известный поэт – диктовал публике увиденное во сне.
1924 год для творцов был важной датой. В этом году был издан «Манифест сюрреализма», где были перечислены имена предшественников направления, его общие положения и т. д. В ту же пору стали выходить журналы, посвященные данному стилю. В заключение зародился такой жанр, как «черный юмор».
Сюрреализм в литературе более всего проявился в поэзии, а также в малой прозе и драматургии. Первая сюрреалистическая драма Роже Витрака «Тайны любви» была поставлена на сцене в 1927 году.
Художники-сюрреалисты в своем стиле отличались богатством форм и подходов. Благодаря их творчеству упростилось восприятие искусства абстракционизма, кубизма. Влияние на дальнейшее творчество многих деятелей искусства оказал сюрреализм. Художники и писатели обрели новую технику и методы, изменили свое восприятие, стали искать иные формы творческого самовыражения. Даже в России 70-90-х годов, например, можно было встретить поэтов и писателей, которые не отклоняются от сюрреалистических идей.