Воздушный мост: описание, история и фото

В июне 1948 года Советский Союз полностью заблокировал связь Западного Берлина с другими частями города по воде и суше. США и Великобритания практически одиннадцать месяцев снабжали продовольствием город, в котором проживало два с лишним миллиона мирных граждан. Эта гуманитарная операция получила название «воздушный мост».

«Малая» блокада Берлина

Процесс образования ФРГ, который начал готовиться после Лондонского совещания шести держав, Советский Союз рассматривал как открытое нарушение условий Потсдамского соглашения. В ответ на проведение конференции советское военное командование в Германии выпустило приказ о временном закрытии границ по советской демаркационной линии. Тогда западные государства были вынуждена организовать снабжение своих гарнизонов в Берлине по воздуху. Впоследствии этот эпизод получил название «малой» блокады. Тогда еще никто не знал, с какими трудностями придется столкнуться в дальнейшем.

воздушный мост берлин

Предпосылки закрытия границ

Весной 1948 года СССР выдвинул требование подвергать досмотру все поезда, которые идут в Берлин из западных зон оккупации. Впоследствии было прекращено автомобильное сообщение с Западным Берлином, через какое-то время прекратилось речное и железнодорожное сообщение. Причиной сначала называли ремонтные работы, затем — якобы возникшие технические проблемы.

Советские историки утверждали, что причиной активных ответных действий стала денежная реформа, проведенная в западных секторах Германии. Чтобы предотвратить наплыв рейхсмарок, в советской зоне тоже была инициирована денежная реформа. В ответ на это западные государства ввели в обращение немецкую марку. Так, поводом, который привел к блокаде Берлина, стали несогласованные действия бывших соратников.

денежная реформа

Блокада Западного Берлина

В ночь с 23 на 24 июня 1948 года прекратилась подача электроэнергии в западные районы немецкой столицы. Ранним утром прекратилось автомобильное, железнодорожное и водное движение между западной и восточной частями Берлина. Тогда в западных секторах города проживало практически 2,2 млн человек, которые полностью зависели от внешних поставок продовольствия и других материальных благ.

Правительства западных государств оказались не готовы к внезапной блокаде города со стороны СССР и даже рассматривали возможность сдачи Берлина властям Советского Союза и вывода своих войск из зоны оккупации.

Глава военной администрации оккупационной зоны США Люсиус Д. Клей выступал за дальнейшее пребывание войск союзников в городе. Он предложил прорвать блокаду танками, но глава США Гарри Трумэн не поддержал этот вариант решения проблемы, посчитав, что подобный подход может только спровоцировать агрессию и стать началом нового вооруженного противостояния в Европе.

Воздушный коридор

Воздушное сообщение определялось особым соглашением, предусматривавшем исключительное пользование западных государств воздушным коридором шириной в 32 км. Решение об организации пути снабжения по воздуху принималось командующим ВВС США. В то время эту должность занимал Керти Лемей, который ранее планировал и проводил массированные бомбардировки японских городов.

Кертис Лемей

К операции также был привлечен Уильям Х. Таннер, который в свое время занимался организацией воздушного коридора «Хамп» для снабжения войск Чай Кайши в Гималаях. Он же возглавил организацию работы воздушного моста в Берлине.

Во время переговоров с Великобританией выяснилось, что страна уже приступила к снабжению своих войск по воздуху. Правительство союзников положительно отнеслось к дальнейшему развертыванию соответствующих мер. После «малой» блокады британцы провели расчеты на случай очередного закрытия границ. Подготовка показала, что есть возможность снабжать не только собственные войска, но и гражданское население.

На основании этой информации Люсиус Д. Клей принял решение о запуске поставок по воздушному мосту, чтобы обеспечить снабжение продовольствием населения Берлина, оказавшегося в зоне блокады СССР.

Люсиус Д. Клей

Запуск воздушного пути

Первый рейс состоялся вечером 23 июня. Транспортный самолет, загруженный картофелем, пилотировал американский пилот Джек О. Беннет. Указ о создании Берлинского воздушного моста официально был издан 25 июня, а 26-го в местном аэропорту приземлился первый самолет США, который положил начало гуманитарной операции «Провиант». Двумя днями позже стартовала британская операция.

Оптимизация работы

В скором времени стало понятно, что существовавшая система, включая ВПП и самолеты, техническое обслуживание, планирование маршрута и разгрузку не в состоянии справиться с необходимым увеличением объема перевозок. Изначально планировалось, что объем ежедневных поставок должен составить 750 тонн, но уже через месяц после начала гуманитарной операции в Берлин доставляли более 2 000 тонн грузов ежедневно. Кроме продовольствия необходимо было перевозить уголь, медикаменты, бензин и другие необходимые для жизнеобеспечения грузы.

Новые воздушные мосты в Германии сделали возможным увеличением объема грузоперевозок. В Берлин самолеты прибывали из Гамбурга или Франкфурта-на-Майне, а возвращались в Ганновер. В воздушном коридоре самолеты занимали пять "этажей". Каждый пилот мог предпринять только одну попытку посадки. В случае неудачи самолет вместе со всем грузом отправлялся обратно. По этой системе самолеты в западной части Берлина садились каждые три минуты, а на земле пребывали всего 30 минут (вместо начальных 75).

аэропорт Темпельхоф

В обеспечении работы воздушного моста в Германии принимали участие не только американцы, но и пилоты из Новой Зеландии, Австралии, Канады и Южной Африки. Франция в гуманитарной операции не участвовала, потому что внутренние силы были заняты в вооруженном противостоянии в Индокитае. Но страна дала согласие на возведение в своем секторе аэропорта, которое было завершено за рекордные 90 дней. Для этого французам пришлось взорвать мачту радиостанции, которая находилась во владении администрации СССР, что привело к осложнениям в отношениях.

Закрытие воздушного моста

Блокада Берлина окончилась 12 мая 1949 года. Снабжение города продовольствием по сухопутным и водным путям наконец-то было восстановлено, снова стали возможны автомобильные, железнодорожные перевозки, перевозки по речному мосту на воздушных подушках.

За время блокады в западную часть города было перевезено 2,34 млн. тонн грузов (1,78 млн. — силами США). Доставлялись только самые необходимы товары массового потребления. Историки признают, что снабжение населения в тот период было еще хуже, чем во времена войны. Вследствие недостатка медикаментов, некачественного питания, недостаточного топливного обеспечения резко возросли показатели смертности и инфекционной заболеваемости.

берлинский воздушный мост

О событиях тех лет напоминает памятник на площади возле аэропорта Темпельхоф, установленный в 1951 г. Позднее аналогичные памятники были установлены на военном аэродроме в Целле и в аэропорту Франкфурта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.