В последнее время много говорят о психоделической музыке, литературе, искусстве. Что такое психоделика? Это понятие, обозначающее совокупность явлений, которые связаны с изменённым состоянием сознания и исследованиями в области устойчивости психики человека. Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое психоделика, надо рассмотреть этот феномен более подробно.
Широкое распространение это явление получило в музыке (краут-рок, гоа-транс и другие направления «музыка-психоделика»). Кроме того, в литературе, кино и других видах искусства.
Если рассмотреть структуру самого слова, то становится более понятным, что такое психоделика. Слово состоит из двух частей: «психо», что в переводе с греческого означает «душа», и «делика» – также перевод с греческого, означающий «проявлять». То есть это то, что проявляет душу. Психоделика – это довольно широкое понятие, использующееся в различных видах искусства. Всё, что находит в человеке душевный отклик и подводит его к новому пониманию чего-либо, можно назвать психоделикой.
Иногда термин употребляется как синоним некоторых психотропных веществ, но необходимо помнить, что психоделика - это не только наркотики!
Психологического эффекта, такого, например, как «расширение сознания», можно достичь и не применяя психоактивные вещества. Например, в психологической практике известны опыты С. Грофа, связанные с так называемым холотропным (глубоким) дыханием, сенсорная депривация либо депривация сна и различные формы медитации, духовные просветления, специальные психоделические программы, некоторые формы психотерапии и альтернативной медицины, оккультизм, мистицизм, эзотерика, приводящая к подобным эффектам, помогающим понять, что такое психоделика, на практике.
Что касается психоделической музыки, то она весьма разнообразна. Это и краут-рок, и психоделические рок, транс, эмбиент, фолк, поп, соул и некоторые другие направления.
Первыми музыкантами, играющими подобную музыку, были Джимми Хендрикс, Пинк Флойд, частично Битлз и другие группы, которые были связаны с субкультурой хиппи. С развитием электронной музыки этот жанр стал более разнообразным.
Подобного рода феномены иногда распространяют и на так называемый 25 кадр. Что же такое психоделика 25 кадр? Это якобы некая методика воздействия на подсознание человека путём вставки в один из дополнительных кадров какой-либо информации, часто рекламного характера.
Смысл эффекта в том, что зрение человека будто бы может различить только 24 кадра в секунду и тот, который показывают меньше, чем 1/24 секунды, влияет непосредственно на подсознательные структуры психики человека.
На самом деле 25-й кадр таким уж невидимым не является: все они регистрируются глазом наблюдателя, но из-за инерционности процесса зрения он смешивается с другими и не выделяется. Но благодаря тому же эффекту, увидеть 25-й рекламный кадр не составит большого труда. Если на нем написано короткое знакомое слово крупным шрифтом, то его можно даже успеть прочитать, в чём нетрудно убедиться каждому, кто имеет компьютер и знаком с техникой видеомонтажа, даже в домашних условиях.
Относительно психологического воздействия на подсознание человека 25-го кадра можно сказать следующее: его эффект был официально опровергнут Американской психологической ассоциацией ещё в 1958 году.
Откуда же взялся этот миф? В 1957-м году некто Д. Вайкери сообщил, что он провёл в одном из американских кинотеатров эксперимент, заключающийся в том, что во время демонстрации фильма «Пикник» в качестве 25-го кадра шла реклама поп-корна и кока-колы, продажа которых, по версии Вайкери, повысилась на 33%.
Некоторые учёные пробовали повторить опыты Вайкери. Так, например, в 1958-м году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время одной их популярных телепередач давало вставку «Звони прямо сейчас!», однако, число звонков не увеличивалось. А когда зрителям рассказали об эксперименте и просили их угадать текст послания, то ни один из них не прислал правильный ответ.
Спустя несколько лет Вайкери признался, что опыты 1957 года и статистика продаж была им сфабрикована.