Семиотика культуры: определение термина, особенности, история развития

Семиотика культуры охватывает большой спектр определений. Предполагается, что понятие подразумевает целый ряд исследований в культурологии, которые познают культуру с точки зрения семиотики, науки о знаках. Семиотика и культура - это две многоуровневые системы, которые регулируют и поддерживают человеческие отношения. Культура стремится добывать новые знаки и тексты, хранить их и передавать через поколения. Чтобы лучше понять историю семиотики культуры, необходимо знать смысл этих понятий, а также то, что они в себя включают.

Семиотика

Семиотика разных культур

Семиотика - термин, который широко используется в работе многих исследователей языка. Понятие означает науку о знаках и системах знаков. Поэтому, говоря о культуре как о знаковой системе, необходимо говорить и о тексте, как первом источнике знаков. Семиотика культуры и понятие текста прочно связаны между собой. Без письменных памятников не появилась бы и наука о знаках.

Семиотика разрабатывалась еще в Древней Греции. Многие философские школы пытались найти подходящее определение для объяснения связи между различными языковыми явлениями. Греческая семиотика стала в большей степени приближена к медицине, а не к языку.

Сам термин вводится лишь в XVII веке Локком, который считает, что основная цель науки - это тщательное выявление природы знаков. Эта наука впоследствии становится в его работах частью этики, логики и даже физики. Это означает, что семиотика - это логичная наука, в которой все четко структурировано. Именно поэтому позже наука отражает два аспекта - логическое и лингвистическое, которые по своей природе очень схожи, но охватывают разные сферы деятельности человека.

Логическое направление семиотики

Знаки в культуре и при общении

Логическое направление и в семиотике русской культуры, и в зарубежной появляется спустя два века после теорий Локка. Наиболее широко это понятие раскрыл Чарльз Пирс в своих трудах. Он долгое время работал, анализировал природу понятия "семиотика", поэтому смог вывести положение о знаках, названное "семиозисом", а также структурировал и предложил классификацию знаков. В семиотике культуры появились иконические, индексальные и символические знаки. Позже Чарльз Моррис на основе выводов Пирса определил три этапа, уровня измерения, которые обрисовывают характер отношений в вероятном знаковом измерении - синтактика, семантика, прагматика.

Спустя период ученый понимает, что в единстве с другими науками семиотика бы показала себя гораздо шире и ярче, именно поэтому он серьезно утверждает ее неотделимость. Наука и знаки взаимосвязаны, поэтому не могут друг без друга.

Моррис, несмотря на пылкое желание влить семиотику в круг других наук, все же признавал, что она вполне может впоследствии стать метанаукой, и помощь других ей не понадобится.

Лингвистическое направление

Логическое направление семиотики культуры - не особо широкое понятие, так как предметом исследований становится отдельный знак, не относящийся к другим. Лингвистическое направление специализируется на исследовании не только одного знака, а языка в общем, так как именно он является способом для передачи информации за счет знаковых систем.

Это направление стало известно миру благодаря работе Фердинанда де Соссюра. В своей книге "Курс общей лингвистики" он уточнил целый ряд установок, которые имеют весомое значение для всех гуманитарных наук, а не только для семиотики культуры. Язык и культура играют также важную роль в лингвистике.

Знак и символ

Знаки и символы

Семиотика как наука имеет два основных понятия - это знак и символ. Они являются центральными и первостепенными.

Понятие знака приравнивается к какому-то материальному объекту. В определенных ситуациях объекту приписывается значение, которое может быть любого характера. Это может быть реальная или несуществующая вещь, какое-то явление, действие, предмет или даже нечто абстрактное.

Знак способен приспосабливаться и означать один, два или множество понятий, а также он с легкостью может замещать предмет или явление. Именно по этой причине появляется понятие знакового объема. В зависимости от того, сколько объектов обозначает знак, он может увеличиваться в объеме или, наоборот, уменьшаться.

Изучая семиотику культуры кратко, можно столкнуться с понятием "концепта знака", которое обозначает набор определенных знаний об объекте обозначения и его связи с другими такими же объектами.

Естественные знаки

Знаки, которые понятны всем

Естественными знаками в семиотике культуры называют предметы и явления. Предмет, который несет какое-то количество информации, может стать знаком. Естественные знаки по-другому называют знаками-признаками, потому что, как правило, они обозначают какой-то предмет. Чтобы наиболее четко понять знак, необходимо уметь видеть информацию в нем, понимать, что это признак какого-то предмета.

Естественные знаки почти невозможно систематизировать и сгруппировать, поэтому у них нет четкой классификации. Для ее создания необходим долгий мыслительный процесс, силы, а также практика.

Функциональные знаки

Функциональные знаки - это знаки, которые постоянно используются человеком, то есть они всегда активны. Чтобы предмет стал таким знаком, он должен иметь связь с ним, а также быть постоянно частью человеческой деятельности.

Функциональные символы также могут быть знаками-признаками. Единственное различие их с естественными заключается в том, что последние обозначают какие-то объективные стороны объекта, а первые обозначают функции, которые они постоянно исполняют в жизни человека. Такие знаки необходимы для того, чтобы упростить жизнь, потому что они исполняют и функциональную работу, и знаковую.

Иконические

Иконические знаки сильно отличаются от других, существующих в семиотике культуры. Они представляют собой образы, которые имеют реальное сходство с предметом изображения. Они принципиально создаются идентичными к обозначаемым вещам, их внешний вид очень схож с реальными объектами.

Символы выражают культуру, так как они обозначают не только предмет, но и идеи и принципы, заложенные в нем изначально.

Символ специфичен: он имеет два уровня, где первый (внешний) - это облик, образ предмета, а второй (внутренний) - несет символический смысл, так как означает содержание предмета.

Конвенциональные знаки

Они обозначают предметы, которые люди условились называть этим знаком, и появились лишь с целью нести знаковую функцию. Другие функции им не присущи.

Конвенциональные знаки выражают себя за счет сигналов и индексов. Сигналы предупреждают или оповещают человека, а индексы условно обозначают какие-то объекты или процессы. Процессы или ситуации, изображаемые индексом, должны быть компактными, чтобы их можно было легко вообразить.

В семиотике культуры существуют как отдельные конвенциональные знаки, так и их системы, которые по своему характеру могут быть различные.

Вербальные системы знаков

Вербальные знаки

Вербальные знаковые системы принято называть естественными языками человечества. Это очень важная часть, которая играет первостепенную роль в жизни. Существуют также и искусственные языки, но они не относятся к вербальным системам знаков напрямую.

Естественный язык представляет собой исторически сложившуюся систему, которая является необходимой базой для развития всех сфер, особенно культуры. Также система находится в постоянном развитии, что говорит о ее открытости для вмешательств извне. Культура напрямую развивается вместе с естественным языком, поэтому проблемы с динамикой естественного языка сразу же повлияют на культурное развитие общества.

Жесты как невербальные знаки

Текст и семиотика

Письменность - это основа для семиотики. Изначально она выражала себя лишь с помощью пиктографии. Позже появляется идеография, которая подразумевает то, что в изображения вложен определенный смысл. Также письмо становится схематичнее, появляются иероглифы.

Последняя стадия развития письменности подразумевает появление письма как такового, то есть алфавита с конкретным набором необходимых знаков, которые уже обозначают не фразы или слова, а звуки.

Когда развивается письмо, появляются и определенные правила для структурирования знаков в устной и письменной речи. Именно поэтому возникает литературный язык, где все нормы учтены.

Фердинанд де Соссюр тоже стремится к всяческому улучшению письма, поэтому предоставляет публике положение о том, что основой любого языка является слово, которое считается произвольно выбранным знаком. Также он ввел понятия "обозначаемый" и "обозначающий". Первое - это содержание слова, то, что отображено в нем, а второе считается формой, то есть его звук и написание. Еще одним важным моментом стал вывод о том, что знаки в языке образуют семиотическую систему.

Семиотика культуры и понятие текста Лотмана - это оригинальная программа в семиотике, которая получила широкое распространение и массовое признание. Это была специальная теоретическая основа, которая направлялась на доскональное изучение аспектов культуры и семиотики в единстве. Появилась она в XX столетии, а именно в 60-80-х годах.

Лотман вывел понятие текста, считая его совершенно нейтральным по отношению к литературе. Это помогло обрабатывать сегменты культуры, анализировать ее саму. Раннее процесс анализа был долгим и изнурительным и предполагал семиотический анализ литературы.

Семиотика культуры и семиотика текста - неразрывные, идентичные процессы.

Основная часть структуры анализа - это слово, естественный язык и культура, которые создают для человека условия жизни, но не биологической, а социальной. Культура - это определенная сфера, большой текст, который можно и нужно постичь с помощью семиотики.

Статьи по семиотике культуры

Семиотика для общения

"Система моды" - книга, автором которой стал Ролан Барт. В своем творении он раскрывает идею, которая ранее им уже поднималась в предыдущем сборнике статей (опубликованном в 1957 году). Мода в понимании Барта - это определенная знаковая система, которая способна регулировать многие другие системы в семиотике культуры. Структура этого произведения, в отличие от своего предшественника, выстроена в формате исследования и имеет более формальную, четкую организацию текста.

Ролан Барт хотел донести мысль о том, что мода способна воздействовать на человека как условный знак, а также код, который является незаменимой частью системы. Мода - это структура знаков, которые способны воссоединятся к обозначающему и обозначаемому, причем эта система несет не только набор знаков, но и ценностных ориентировок. Одежда входит в систему моды и имеет коннотационное значение. Эта система легко проникает в мир масс-медиа и вводит свою ценностную установку.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.