Многие потребители сталкивались с приобретением некачественных продуктов. В данном случае оформляется возврат. Но подлежат ли возврату продовольственные товары надлежащего качества? Нюансы данной процедуры представлены в статье.
Что говорится в законе?
Возврат продовольственного товара надлежащего качества регулируется законом «О защите прав потребителей» и ГК РФ. Именно на них следует ссылаться при возникновении любых спорных ситуаций.
Учитывая нормы вышеуказанных документов, продукты питания являются невозвратными товарами, поэтому вернуть их, если покупатель передумал, не получится. Но ФЗ ставит условия, при невыполнении которых гражданин может получить компенсацию и возвратить товар.
Ст. 25
Нюансы обмена непродовольственного товара указаны в статье 25. Возврат продовольственного товара надлежащего качества по ней не производится. Обменять непродовольственный товар можно в том случае, если он не соответствует по форме, параметрам, фасону, цвету, размеру, комплектации. Это выполняется на протяжении 14 дней.
Получается, что по статье 25 возврат продовольственного товара надлежащего качества не выполняется. Для обмена непродовольственные изделия должны сохранить товарный вид, потребительские качества, фабричные ярлыки.
Права потребителя
Покупатель, который приобрел испорченные товары, способен вернуть их продавцу и требовать:
- возврата средств;
- обмена продукта на подобный надлежащего качества.
По ст. 492 ГК РФ, продавцу запрещено отказывать покупателю в этом случае. Иначе он нарушает правила розничной торговли. Данные правила касаются всех магазинов.
Не подлежит замене
Возврат продовольственных товаров надлежащего качества покупателем не возможен, если он просто перестал нравиться покупателю. При этом не должно быть уважительных причин:
- неподходящая форма;
- нужны другие габариты;
- требуется другой фасон;
- необходима иная расцветка;
- неподходящий размер;
- не соответствующая комплектация.
Существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату:
- лечебные и профилактические товары;
- гигиеническая продукция;
- текстиль;
- швейные изделия;
- полимерные товары;
- бытовые химические средства;
- мебель.
Что можно возвратить или обменять?
Как указано в статье 25 закона «О защите прав потребителя», возврат возможен только тогда, когда:
- товар не подходит по форме;
- изделие не соответствует расцветке, размеру, фасону;
- продукция не подходит по габаритам, комплектации.
Получается, что товары надлежащего качества, подлежащие возврату и обмену, должны соответствовать данным условиям.
Признаки порчи
Продажа просроченной продукции является нарушением закона. Она не должна быть продана потребителям. Но многие недобросовестные предприниматели все же сбывают такие товары торопящимся людям. Это позволяет магазину получать прибыль и покрывать расходы.
Еще запрещено продавать следующие продукты:
- если товар имеет несвойственный запах (например, в некоторых магазинах мясо обрабатывают хлоркой, чтобы оно имело презентабельный вид);
- когда продукция обладает несвойственным цветом;
- при вскрытой упаковке (в данном случае все содержимое портится от проникновения вредных бактерий);
- если указано неправильное описание к товару;
- когда внутри находятся сторонние предметы.
Это признаки товаров ненадлежащего качества. Такая продукция может попасться кому угодно. Во всех указанных случаях покупатель имеет право произвести возврат. И тогда закон будет на его стороне.
На что надеяться покупателю?
Получается, что возврат продовольственного товара надлежащего качества не выполняется. Также не получится обменять продукты питания. Важно учитывать, что покупатель может защитить личные права и вернуть средства в некоторых случаях.
Но возврат продуктов ненадлежащего качества установлен нормами закона. Эта процедура абсолютно легальная, и сложностей при ее реализации появиться не должно. А если трудности возникли, покупатель всегда может обратиться в вышестоящую инстанцию.
Как доказать правоту?
Доказательством правоты может стать информация, обозначенная на упаковке продукции. Также пригодится чек, где зафиксирована дата и название товара с артикулом. Если отсутствует чек, то для доказательства правоты привлекают свидетелей. Иначе можно попросить просмотреть запись камер видеонаблюдения.
Еще допускается сравнение показаний потребителя и артикула на товаре с отчетной документацией и списком товаров, которые реализуются в магазине. Если все указанные способы не работают, то необходимо провести экспертизу продукта. Если она подтверждает неудовлетворительное качество, покупатель имеет право через суд требовать возмещение цены и компенсацию издержек.
Особенности процедуры
В вопросе возврата продовольственного товара надлежащего качества закон жесток. Но, как считают юристы-практики, в данном случае есть один нюансы. Иногда товар в упаковке отличается от заявленного. Например, в продовольственном магазине фасуются сладости или печенье. Ошибочно или специально товар может быть расфасован неправильно. В данном случае возможен возврат продовольственного товара надлежащего качества. Потребителю нужно обратиться в магазин.
По закону возврат продовольственных товаров надлежащего качества, а также обмен выполняется в том случае, если продукция прошла процедуру усушки и не была снова взвешена. Если покупатель выявил обвес, он может подать претензию.
Условия и порядок
Возврат продовольственного товара надлежащего качества в магазин, если он неправильно расфасован, выполняется следующим образом:
- В магазин предоставляется сам продукт.
- Даже если упаковка повреждена, ее следует предоставить продавцу в виде доказательства.
- Продукт должен быть сдан в первоначальном виде.
- Важно сохранить товарный вид.
- В магазин предоставляется чек или иной документ, служащий подтверждением оплаты.
Ненадлежащее качество
При неправильной фасовке все же возможен возврат товара надлежащего качества. Защита прав потребителей поможет сделать это законно. Возврат продукции ненадлежащего качества допускается тогда, когда продукция с неоконченным сроком годности утратил потребительские качества, или, если он был продан с истекшим сроком годности.
Продукция с ненадлежащим качеством возвращается по следующим причинам:
- Вышедший срок годности.
- Наличие посторонних примесей, объектов.
- Нарушение качества.
Для возврата таких товаров покупателю нужно:
- Передать продукт в магазин.
- У продавца есть право требования проведения экспертизы. Выполняется это за его счет.
- Передать чек, подтверждающий время и факт покупки в данном магазине.
- Составить претензию.
Когда составляют претензию?
Можно ли оформить без претензии возврат продовольственного товара надлежащего качества? Статья 25 свидетельствует лишь о выполнении процедуры. Без составления претензии процедуру можно выполнить при несоответствии товара и упаковки. В других ситуациях данный документ составлять необходимо, поскольку при появлении разногласий она защитит права потребителя.
С претензией требуется подать в магазин несколько документов. Обычно требуется подача:
- Копии чека. Иногда в магазине требуют оригинал, но его предпочтительнее не отдавать. Его можно лишь показать, а затем копию заверяют при помощи подписи администратора.
- Копии паспорта.
- Копии чеков, квитанций, справок, если дефектная продукция привела к нарушению здоровья потребителя. Данные документы требуются для оплаты компенсации за лечение.
- Данных экспертизы.
Когда претензия составлена, она получает специальный номер, который передают потребителю. Сделать это нужно обязательно, иначе процедура не будет юридически закреплена.
Составление претензии
Начинают ее с реквизитов. В правой верхней части заявитель указывает сведения о продавце: ФИО директора, адрес магазина. Ниже фиксируются свои данные: ФИО, адрес и телефон. Ускорить движение претензии позволит указание адреса электронной почты, но это не обязательно. Затем указывается название – «Претензия», его можно дополнить словами «на возврат товара».
Вступление начинают с представления заявителя. Он обозначает ФИО, паспортные данные. Затем покупатель должен точно описать покупку. Название товара необходимо писать полностью. Основная часть включает суть проблемы, которая появилась с продуктом. Описывать все нужно очень подробно. Акцент следует ставить на фактах.
Отдельный абзац включает ущерб, полученный от употребления дефектного продукта. В данном случае пишут о заболевании гражданина. Также оцениваются траты на лекарства, посещение врачей, указывается примерная сумма.
Последний абзац включает законы, указанные в начале статьи. Данная часть не является обязательной, без нее претензия все равно будет обладать юридической силой, но тогда продавец будет оповещен о юридической грамотности покупателя. После слова «прошу» указываются действия, которые ожидаются от продавца. В конце ставят дату и подпись. Без них претензия не будет иметь юридическую силу.
Срок рассмотрения
Если покупателем будет обжаловано несоответствие между упаковкой и содержимым или усушку товара, возврат выполняется при обращении. Деньги возвращают в полном объеме. Может быть предложен аналогичный товар.
При обращении в продовольственный магазин для возврата товара с дефектами претензия рассматривается 10 дней. Этот период отводится на экспертизу, если это требуется.
Что делать при отказе?
При нарушении прав потребителя нужно обращаться в:
- организацию по защите прав потребителей;
- Роспотребнадзор;
- суд;
- прокуратуру.
Общество разберется с неправомерными действиями продавца мирным способом. Например, составляется новая претензия, проводится экспертиза. Роспотребнадзор имеет административное влияние, поэтому после обращения ожидает внеплановая проверка. Если будет выявлен факт нарушения, то средства возвращаются покупателю. При наличии гражданско-правовых споров обращаются в суд. С подачей иска покупатель способен требовать фактическое и моральное возмещение.
Если нарушения имеют массовый характер, можно обратиться в прокуратуру. Основанием для составления заявления в органы прокуратуры может быть отравление или иное увечье здоровью, нанесенное некачественным продуктом.
Рекомендации потребителю
При покупке пищевых продуктов покупателям необходимо следовать следующим простым правилам:
- Необходимо внимательно читать информацию о продуктах. Их можно отыскать на этикетке или заводской упаковке.
- Нужно смотреть на дату изготовления и срок годности.
- Скоропортящиеся товары должны продаваться на полках холодильного оборудования.
- При выборе товаров нужно внимательно осмотреть на упаковку и сам товар на наличие порчи.
- При покупке готовой продукции, например, салатов, нужно помнить, что после заправки они хранятся не больше 3 часов.
- Не стоит покупать замороженные полуфабрикаты в слипшихся пакетах. Продукция в них деформируется, так как подвергался разморозке. От этого ухудшается качество, товар становится опасным для здоровья.
- На некоторое время нужно сохранять чек. Он может пригодиться.
При покупке продуктов в магазине нужно соблюдать внимательность, обращать внимание на качество и срок годности. Но если приобретена плохая продукция, то придется упорно защищать свои права.
Итог
С возвратом продуктов надлежащего и ненадлежащего качества потребитель должен учитывать, что закон находится на его стороне. Защищать свои права необходимо настойчиво, не преступая черту закона. В данном случае получится быстро решить данный вопрос.