Грузинский кинематограф XX века поразил весь мир своим самобытным языком, неординарностью. Грузинские режиссеры всегда были показательно артистичными, творчески колоритными. Каждый постановщик имеет свой уникальный творческий почерк, их работы не сняты под трафарет, это штучный продукт. За каждым художественным фильмом стоит автобиографичные очерки, судьба создателя. На работах Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани учится не одно поколение кинематографистов. Грузинское кино в СССР по праву считалось элитарным, изысканным.
Мастера зарождения жанра
Возникновением грузинской кинематографии считаются 20-е годы прошлого столетия. До революции в стране снималась официально одобренная документальная хроника и массовки для псевдоисторических картин, к примеру, «Покорение Кавказа», которые не имели никакого отношения к национальной истории или культуре.
С 1928 и в течение последующих четырех лет плеяда молодых кинематографистов создает оригинальные по стилистике и формы картины: «Моя бабушка» К. Микаберидзе, «Элисо» Н. Шенгелая, «Ха-барда» М. Чиаурели и «Соль Сванетии» М. Калатозишвили. В условиях жесточайшей цензуры многие проекты грузинских режиссеров не выпускаются в прокат, среди них лента М. Калатозишвили «Гвоздь в сапоге». Черед 27 лет постановщик срежиссирует кинофильм «Летят журавли», который будет удостоен главного приза Каннского кинофестиваля.
Режиссеры 30-40-х годов
Тенденции в развитии грузинского кино 30-40-х годов предопределяла советская идеология, все проекты строго соответствовали духу социалистического реализма. Многие картины носили откровенно пропагандистский характер, например, работы М. Чиаурели «Великое зарево», «Незабываемый 1919-й год», «Арсен», «Падение Берлина», «Клятва».
Параллельно серьезной кинопродукции грузинские режиссеры снимали комедийные ленты, среди ярких образчиков «Приданое Жужуны» С. Палавандишвили и Д. Кикабидзе, «Потерянный рай» Д. Рондели, «Кето и Котэ» В. Таблиашвили и Ш. Гедеванишвили.
В период кровопролитной Великой Отечественной войны выпуск картин, естественно, сократился. Исключением может послужить созданный по заказу самого Сталина фильм «Георгий Саакадзе» грузинского советского режиссера Михаила Чиаурели.
Творцы эпохи возрождения киноиндустрии
50-е годы прошлого столетия ознаменовались возрождением грузинского кино, появлением нового поколения постановщиков. На базе Госкинопрома создается национальная киностудия «Грузия-фильм», где творили выдающиеся грузинские режиссеры. Этапным шедевром этого времени считается работа Р. Чхеидзе и Т. Абуладзе «Лурджа Магданы». Картина стала первой за долгое время, получившей признание на крупном западном кинофестивале в Каннах. В этом фильме, как и в последующем проекте Абуладзе чувствуется влияние итальянского неореализма.
Не меньшей художественной ценностью обладает героическая драма «Отец солдата», срежиссированная Резо Чхеидзе.
Постановщики 60-70-х годов
В 60-70-е годы список грузинских режиссеров пополнился новой волной одаренных кинематографистов. Это период деятельности выдающихся постановщиков братьев Шенгелая, М. Кокочашвили и О. Иоселиани. Работы грузинских кинодеятелей этого времени выгодно отличались от остальной советской кинопродукции. Они старались избегать открытой пропаганды, при этом стремясь затрагивать актуальные для той эпохи социальные и моральные проблемы. В национальной киноиндустрии Грузии укоренилась иносказательная форма. По мнению отечественных экспертов кино, ленты «Листопад» О. Иоселиани, «Белый караван» Э. Шенгелая и Т. Мелиава, «Алавердоба» Г. Шенгелая, «Большая зеленая долина» М. Кокочашвили содержали скрытую критику актуальных социальных проблем.
В 60-х годах кинорежиссер М. Кобахидзе, буквально переосмыслив немое кино, определил основы производства знаменитых грузинских короткометражек. Его последователи в 70-е выпустили целую серию непревзойденных комедийных картин, среди которых «Рекорд» Г. Патарая, «Феола» Б. Цуладзе, «Кувшин» И. Квирикадзе.
Огромной популярностью у зрительской аудитории пользовался многосерийный художественный фильм творческого дуэта Гига Лордкипанидзе и Гизо Габескирии «Дата Туташхия».
Авторы нетленной классики
Ленты «Древо желания», «Я, бабушка, Илико и Илларион» Тенгиза Абуладзе, «Не горюй!» Георгия Данелия, «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани поражают красотой изобразительного ряда. Это поистине созерцательное кино. Но фильмы прекрасны не только визуально, режиссура великих постановщиков просто завораживает.
В этот период в прокат выходит легендарный фильм советского, грузинского и российского режиссера Георгия Данелия «Мимино». Трагикомедия, жанр которой отечественными критиками зачастую определяется как полусказка, снята по сценарию Резо Габриадзе и Виктории Токаревой. Как и «Кин-дза-дза!» картина давно и тщательно растаскана народом на цитаты, что является показательным мерилом успешности любого фильма. Многие кинодеятели современности позиционируют работу Данелия как визитную карточку Советской Грузии на все времена, причем не только в кинематографическом, но и в музыкальном плане.
Мастера 80-90-х
Многие киноработы известных грузинских режиссеров, созданные на рубеже 80-90-х гг. расцениваются как художественная прелюдия к неизбежному краху коммунистического строя, например, «Голубые горы» Эльдара Шенгелая и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.
«Голубые горы, или Неправдоподобная история», вышедшая в прокат в 1983 году, содержит явную сатиру на бюрократию в большинстве советских организаций. А в «Покаянии» (1984 г.) напоминает публике основные духовные ориентиры.
Заслуживает внимания работа Сергея Параджанова и Додо Абашидзе «Легенда о Сурамской крепости».
Современное поколение
Если до 90-х годов грузинский кинематограф развивался в соответствии с общей атмосферой, царившей на бескрайних просторах СССР, то после его распада он стал частью мировой киноиндустрии. Созвездие юных талантливых постановщиков, воспитанных на беспримерной кинематографической базе, обеспечивают интеграцию национального кинематографа в мировую систему кинопроизводства.
Очень интересной картиной считается работа Гелы Баблуани «13», хотя фильм был снят не в Грузии, а в США и во Франции. Критики называют проект негрузинским кино, снятым грузинским постановщиком. Из картин, созданных непосредственно в Грузии, выделяется лента «Сезон» Давида Борчхадзе.