В процессе формирования экономика в рамках информационного общества старается использовать больше ресурсов. К ним, в частности, относят труд, свободу (региональную, групповую, индивидуальную), капитал, а также релевантные данные (различные сведения и знания, практические навыки, которые постоянно обновляются). Труд и капитал относятся к производственным факторам. Свобода и знания считаются необходимыми условиями для эффективного применения этих факторов. Таким образом, формируется информационная экономика. Она является результатом перехода от индустриальной фазы к постиндустриальной.
Информационная экономика как сфера знания может рассматриваться как метаэкономика относительно отраслевых ветвей науки. Эти отраслевые дисциплины направлены на эффективное применение технологий, формирование научных знаний и средств, предназначенных для их передачи. Для воплощения этих целей осуществляется изучение экономических аспектов материальной основы информационных технологий. Указанная сфера знаний проявляет себя специфическим образом при исследовании данных как ресурса. При этом исследование осуществляется в рамках обобщенного рассмотрения информационных отношений, при объединении отдельных аспектов в единый объект, который функционирует в рыночной структуре и государственном регулировании.
Информационная экономика выполняет различные задачи. Одной из основных является изучение закономерных тенденций развития сферы электронных данных, ее функций в процессе становления и развития технологического уклада сведений. Информационная экономика осуществляет также исследование факторов и условий, при которых осуществляется наиболее эффективное выполнение указанных функций.
Продуктом изучения могут являться методологические, теоретические либо практические выводы или предложения, отражающие возможные варианты повышения эффективности деятельности в сфере электронных данных.
Согласно классическим концепциям, капитал рассматривался в вещественной форме. Он являлся некой совокупностью объектов (сырье, машины, здания, земли и прочие), которые при применении труда способствуют формированию дохода (увеличению прибыли). Данное определение применимо для общества, в котором степень производственного развития, измеряемая потенциальным выпуском, сравнительно незначительна. При этом главные события происходят именно в сфере производства. Впоследствии большую роль стали играть деньги. В связи с этим, капитал стал рассматриваться в денежной форме, в качестве определенного комплекса денег, при помощи которого можно нанять сотрудников либо купить орудия труда.
В процессе увеличения объема применения новых данных и знаний, у собственности снижается удельный вес на физические объекты. При этом повышается вес собственности интеллектуальной. В результате этого возникает проблема защиты прав последней.
Специалисты отмечают, что абсолютную защиту прав интеллектуальной собственности обеспечить невозможно. Однако это и не нужно, по их мнению. В данной ситуации задача состоит в установлении некого "оптимума". С одной стороны, он способствует получению временной сверхприбыли, при этом гарантируя авторскую (индивидуальную) выгоду от полезной инновации. С другой же стороны, будет обеспечено наиболее широкое распространение этой инновации в целях повышения общего экономического, технологического, социального, культурного и политического потенциала.
Более того, когда денежная отрасль приобретает инновационные черты, капитал начинает действовать в несколько другом статусе. Экономические информационные системы предусматривают использование капитала в денежно-информационном виде. Вещественную форму при этом он приобретает только на время. После чего снова превращается в информационно-денежную. Применяемые при этом сведения представляют собой особые знания и рассматриваются в трех статусах: как профессиональные знания работника и предпринимателя, в качестве технологических знаний специалиста, а также как предположения, выдвигаемые всеми заинтересованными субъектами по вопросу предстоящего положения дел.
Экономическая информационная система данного типа предусматривает, что услуги труда опираются не только на профессиональное умение, но и на индивидуальные способности и знания.